Фрагмент для ознакомления
2
Важнейший фактор эффективности и конкурентоспособности вуза - кадровый потенциал. Сутью кадровой политики является такая работа с персоналом, которая бы соответствовала концепции развития учреждения. Частью стратегически ориентированной политики любой образовательной организации является кадровая политика. Обеспечение оптимального баланса, численного и качественного кадрового состава, развитие его потенциала, его необходимое обновление и является целью кадровой политики, проводимой руководством организации.
В современных условиях экономика, опирающаяся на знания, на человеческий потенциал, становится доминантой экономического развития. В связи с этим, ключевым вопросом повышения конкурентоспособности образовательной организации становится эффективное управление человеческими ресурсами, поиск новых форм и методов его организации. Поэтому конкурентное преимущество образовательной организации в настоящее время и в ближайшей перспективе будет обеспечиваться за счет того, какой инструментарий используется руководством при принятии решений в области управления персоналом.
Таким образом, формирование гибкой и мобильной кадровой политики, которая направлена на оптимизацию работы с кадрами на основе внедрения инновационных технологий является одним из основополагающих факторов адаптации образовательной организации к современным условиям. Этим и продиктована актуальность исследования вопросов формирования кадровой политики автономного образовательного учреждения, в основе которой лежат новые подходы к ее разработке.
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям многие образовательные организации переходят на режим автономии, чт повышает их самостоятельность, при этом возрастает их экономическая юридическая ответственность. А также, соответственно, возрастает значение кадровой политики, значительно увеличивается роль кадров - педагогов и руководителей в вузах.
Проблема формирования кадровой политики образовательной организации является одним из важнейших аспектов проблемы управления персоналом и требует глубокого изучения и анализа.
Управление кадрами характеризуется некой существующей в любой организации системе мероприятий, посвященной какому-либо вопросу кадровой политики организации. Система мероприятий, направленная на повышение эффективности работы образовательной организации, не может быть однонаправленной, сводящейся к каким-либо отдельным мерам. Работа с кадрами должна быть системной и постоянной. Управление кадрами будет наиболее эффективным, если этот процесс разделить на отдельные задачи, подпрограммы, являющиеся составными частями кадровой политики организации.
Руководитель учреждения должен быть настроен на максимальное использование трудового потенциала своих работников - ключевой фактор для успешной деятельности вуза в условиях ее автономности, экономической ситуации, рыночных отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, цели и типы кадровой политики образовательной организации
Переход экономики к рыночным отношениям стал причиной повышения самостоятельности организаций, в том числе и вузов. Вузы постепенно переходят на автономию, таким образом, их экономическая, юридическая и социальная ответственность возрастает, и, как следствие, повышается роль человеческого потенциала и значение кадровой политики на современном рынке труда.
Сутью кадровой политики работа с персоналом, соответствующая концепции развития образовательной организации, то есть кадровая политика любого учебного учреждения - это составная часть стратегически ориентированной политики организации. Кадровая политика является мощным стратегическим инструментом системы управления персоналом организации.
Понятие «кадровая политика» включает в себя систему правил, в
соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют
люди, входящие в эту систему. Кадровая политика образовательной
организации - это направление деятельности образовательной организации,
стратегическое развитие организации и кадрового потенциала, а также,
выстроенная система взаимоотношений между работодателем и
сотрудниками. [10] Любая образовательная организация разрабатывает и
осуществляет кадровую политику. Кадровая политика обосновывает
необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов
набора, расстановки и использования кадров. Политика автономной
12
образовательной организации - это система правил и норм, в соответствии с которыми действуют сотрудники, входящие в организацию, в условиях ее автономности, в условиях влияния внешней и внутренней среды. Содержанием кадровой политики образовательного учреждения является разработка программы мероприятий, направленных на достижение определенных стратегических целей организации. [7]
Отождествлять понятия «кадровая политика» и «управление персоналом» невозможно. Термин «управление» гораздо шире и одной из его составляющих является политика, в данном случае кадровая политика.
«Кадровая политика организации - это система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы, методы работы с персоналом». [8] Можно выделить несколько подходов к определению кадровой политики. Карташова Л.В. в своей книге «Управление человеческими ресурсами» пишет, что «кадровая политика выступает промежуточным звеном между стратегией управления человеческими ресурсами (кадровой стратегией) и повседневной управленческой деятельностью». [21]
Другой подход - это подход Кибанова А.Я. и Дураковой И.Б. - «кадровая политика - направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала. Кадровая политика начинается с формирования кадровой стратегии». [23] Корнилов М.И. определяет кадровую политику, как «генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу». [29]
Учеными Западной Европы и США термин «кадровая политика» используется редко. Это словосочетание понимается как «основа для построения системы управления персонала». Г.Десслер пишет: «Политика — руководящие принципы к действиям, которые гарантируют последовательность специфического набора обстоятельств в рамках стратегического плана компании». [17]
13
Неявную двойственность этого понятия подчеркивал американский
ученый Рэндал С. Шулер, он отмечает: «Термин «политика в отношении
человеческих ресурсов» не означает «руководство по политике в отношении
человеческих ресурсов». Поскольку «руководство по политике» может
содержать описание основных ориентиров, работники часто воспринимают
такое руководство как «сборник правил», предписывающих конкретные
действия в конкретных ситуациях. В данном случае политика в отношении
человеческих ресурсов ставит лишь общие ориентиры, которые помогают
разрабатывать конкретные программы и методы практической работы в
области человеческих ресурсов. Политика в отношении человеческих
ресурсов может быть изложена для каждого вида деятельности в этой области,
например, политика в области компенсаций и обучения. Воспринимая такую
политику как руководство к действию, местные подразделения могут
проводить соответствующую конкретную практическую работу». [37]
Фрагмент для ознакомления
3
Агафонова Л. Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 241-243.
2. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа, сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н.Г. Багаутдинова. - М.: Экономика, 2018. - 426 с.
3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров// Журнал «Финансовый директор». - Минск, 2017. - № 9. - С. 23-36.
4. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2019. - 428 с.
5. Беляков С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Ж. Куклин // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - №3(26). - С.10-23.
6. Богатырева О. Н., Бармина Е. Ю. Кадровые технологии в системе управления персоналом: учебное пособие / О.Н. Богатырева, Е.Ю. Бармина. - СПб, 2018. - С. 47 .
7. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие /
В.Р. Веснин. - Изд-во: Проспект, 2017. - 176 с.
8. Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебное пособие / В.Р. Веснин. - Изд-во: Проспект, 2019. - 192 с.
9. Ветрова В. А. Кадровая политика как фактор конкурентоспособного предприятия. Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: сборник / Под общ.ред.
В.Н. Парахиной, Е.А. Пономаревой, 2018. - С. 67-69.
10. Виноходова А. Ф. Кадровая политика и система управления предприятием в условиях кризиса. Актуальные проблемы развития экономических, финансовых, кредитных систем: сборник. / Под ред. М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, 2017. - С. 76-81.
119
11. Волкова А. В. Гуманитарные технологии в публичном взаимодействии в современной России // Потенциал гуманитарных технологий: Сборник статей / Под ред. А.В Волковой. - Казань: Унипресс, 2016 - С.198-202.
12. Глухов В. В. Менеджмент: учебник для вузов / Изд-во: Питер, 2018. - 990 с.
13. Гордеева А. Г. Кадровая политика как стратегия управления персоналом. Бизнес и технологии в России: теория и практика: Сборник. / Саратов, 2019. - С. 29-31.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. №2 14-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
15. Гуруева С Д. Кадровая политика как условие перехода России на инновационный путь развития. / Сборник: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. С.Д. Гуруевой, Т.Г. Романовой. // Восточно-Сибирский Г осударственный Университет Технологий и Управления, 2019. С.100-101.