Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Особенности мотивации подростков».
Актуальностью данной темы является то, что подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени он проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения подросток обретает чувство личности, происходят коренные преобразования его в строении мотивационно-личностной сферы.
Значительный вклад в раскрытие проблемы мотивации внесли Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Д.К. Маккеланда, Г. Олпорт, В.Г. Асеев, Л.И. Божович и др.
Мотивация является управляющим фактором поведения подростка, она определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность подростка деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрепления целей, которые ставит перед собой личность, интеграция и иерархиризация ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.
Объект исследования: мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности мотивации.
Цель: изучение особенностей мотивации в подростковом возрасте.
Гипотезой исследования стало следующее утверждение: мотивация подростков имеет свои особенности.
С учетом поставленной цели и сформулированной гипотезы, можно определить следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к изучению мотивации в зарубежной и отечественной литературе.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста.
3. Провести анализ особенностей мотивации детей в подростковом возрасте.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Методологическая основа исследования: проблема мотивации всегда была и остается одной из самых значимых и актуальных в психологической науке. Результаты ее изучения нашли отражение в работах многих отечественных психологов: И.Р. Алтунина, Е.П. Ильин, Р. С. Немов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Ковалев, В.Г. Леонтьев, М.Т. Магомедов-Эминов и другие. Особенности мотивационной сферы подростков изучали В.А. Аверин, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.А. Реан и другие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема изучения мотивации в отечественной и зарубежной психологии
При анализе литературы было выявлено, что первые теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов.
Взгляды на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы постоянно изменялись.
Только две оставались неизменными:
- рационализм: до середины 19 века – это течение отчётливо выступало в работах древних философов и теологов (человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационное поведение человечества можно рассмотреть только в разуме, сознании и воле человека);
- иррационализм: учение противоположно рационализму, т.к. в основном изучались животные. В этом учении утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, которые необходимые для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений. Человек в течение жизни постоянно пересматривает свою мотивацию в соответствии со своими возможностями, которые диктуются как физиологическими факторами (например, оценка своего физического здоровья), так и фактором учета изменившихся социальных условий. Мотивы могут изменяться на всех фазах конкретной деятельности и отношений. Поведенческий акт нередко начинается на основе одной мотивации, а завершается на основе другой, преобразованной мотивации.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Многообразие подходов к пониманию сущности мотивации, ее природы, структуры, а также методов ее изучения во многом обусловлено сложностью и многоаспектностью этой проблемы.
В статье «Четыре принципа достаточной причины» понятие «мотивация» впервые был употреблен А. Шопенгауэром. Он рассматривал мотивацию в виде причины, «видимой изнутри», та как каждый из нас, намереваясь сделать что-либо, в каждом отдельном случае ощущает мотивы как свою внутреннюю волю, которая выражается в видимых движениях тела или поступках [9, с. 30].
В настоящее время понятие мотивация как психическое явление рассматривается по-разному.
К. Мадсен, Ж. Годфруа рассматривают мотивацию как совокупность различных факторов, направляющих и поддерживающих, т.е. определяющих поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 224 с.
2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2002. – С. 7 – 34.
3. Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2000. – С. 33 – 41.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 2009.
5. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2006.
6. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С. 45.
7. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 48 – 50.
8. Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков / А. П. Зайцева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 18. – С. 182 – 184. – URL: https://moluch.ru/archive/122/33787/ (дата обращения: 02.02.2022).
9. Занюк, С.А. Психология мотивации. Мотивационный тренинг. – К.: Ника-Центр, 2002. – 78 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
11. Леонтьев, В. Г. Деятельность. Сознание. Личность / В. Г. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
12. Макклелланд, Д. Мотивация человека. – СПб: Питер, 2007.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. – СПб. Питер, 2008.
14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. – СПб: Евразия, 2009. – 359 с.
15. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 26-43.
16. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 479 с.
17. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2009. – 335 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012. – 720 с.
19. Ткаченко, Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л.М. Ткаченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 [Электронный ресурс]. – № S1. – С. 21 – 25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75005.htm (дата обращения: 12.10.2016).
20. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен // – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.