Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. ………………………………………………………..…….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………5
1.1 Психолого- педагогические особенности общения детей школьного возраста……………………………………………………………………………..5
1.2 Танцевальная терапия как метод коррекции нарушения общения…9
2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ………………………………………………………………………...18
2.1. Организация констатирующего исследования общения младших школьников………………………………………………………………………..18
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего исследования…………………………………………………20
2.3. Цикл тренинговых упражнений с элементами танцевальной терапии с целью коррекции нарушения общения ………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………..26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общение занимает важное место в развитии человека как личности и является одним из условий ее формирования. Представляя собой существенную сторону реальной жизнедеятельности личности, общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы ее структуры, динамики и развития. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Оно диктует поведение людей.
Понятие общения разрабатывалось многими исследователями, такими как: А.В. Петровский, Г.М. Андреева, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн.
Общение выступает как способ взаимоотношений включенных в нее людей. Общение обязательно имеет или предполагает некоторый результат. И его результат это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми – изменение поведения и деятельности других людей, т.е. межличностное взаимодействие. Благодаря общению человек развивается как член общества и как личность, осваивает социокультурные ценности [8, с. 244].
Достаточно новым методом психокоррекции нарушений общения в нашей стране является танцевальная терапия – психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психики и сомы. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Однако применению данного метода в коррекции нарушений общения учащихся образовательной организации в психологических трудах не уделено достаточно внимания.
Целью нашего исследования является изучение метода танцевальной терапии в коррекции нарушения общения.
Объектом нашего исследования является нарушение общения.
Предмет исследования – применение метода танцевальной терапии в коррекции нарушения общения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого- педагогические особенности общения детей школьного возраста.
2. Проанализировать танцевальную терапию как метод коррекции нарушения общения.
3. Организовать педагогическое исследование, направленное на применение метода танцевальной терапии в коррекции нарушения общения.
4. Разработать цикл тренинговых упражнений с элементами танцевальной терапии с целью коррекции нарушения общения.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение педагогического опыта, эксперимент.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ
1.1. Психолого- педагогические особенности общения детей школьного возраста
Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами [2, с. 231].
Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать психолого- педагогические особенности детей.
Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей [10, с. 337].
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех [13, с.323].
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценнос
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.:
Когито-Центр, 2006. - 336 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов/ Б. А.Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А.Сосновского.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 359с.
3. Возрастные кризисы взрослости / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005 (Екатеринбург : ГИПП Урал. рабочий). - 413 с.
4. Гаврик, А. С. Танцевально-двигательная техника в процессе коррекции речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 27–31.
5. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика./ Э. Гренлюнд, Н. Оганесян // – СПб.: Речь, 2011 – 296 с.
6. Кравченко, А. И. Общая социология : учебное пособие для студентов вузов / А. И. Кравченко. - Москва : ЮНИТИ, 2011. - 474 c.
7. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева ; Ин-т развития образования. – Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2000 –200 с.
8. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния : учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. - 6-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 243 с.
9. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. –М. : Когито-Центр, 2014 – 328 с.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.– 460с.
11. Общая психокоррекция : Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2012. – 508 с.
12. Позднякова, Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.
13. Психология : учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / И. В.Дубровина, Е. Е.Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В.Дубровиной. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
14. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности[Текст] : методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 - 42 с.
15. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова –
Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
16. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л.А. Головей. – 2-е изд., испр.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 413с.
17. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие/ И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И.В.Дубровиной.– 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб. : Питер, 2002 – 720 с.
19. Самохвалова, А. Г. Психология затрудненного общения ребенка [Текст] : [монография] / А. Г. Самохвалова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Косторома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – 416 с.
20. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под. ред. В.А.Сластёнина - 5-е изд., стер.- М.: Издат. центр «Академия», 2006 - 576 с.
21. Хилько, М. Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/ М. Е. Хилько, М. С. Ткачева.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 201с.
22. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов/ О.В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г.В.Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 367с.
23. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
24. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ И.В. Шаповаленко.– 3-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 457с.
25. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе [текст] / Т. А. Шкурко // Психологический вестник РГУ. - 1996. - вып. 1, часть 1. - с. 327–348.
26. Фрегер, Р Танцевальная терапия / Р. Фрегер.– М.: Прогресс, 2001. - 76с.