Фрагмент для ознакомления
2
Выводы по первой главе
1. Педагогическое взаимодействие – это широкое понятие, включающее в себя множество различных связей между субъектами образовательного процесса.
2. Оно имеет различные детерминанты, среди которых и внутренние характеристики субъектов (например, мотивированность), и внешние условия среды, требования образования, которые определяют цели взаимодействия.
3. Отношения в педагогическом взаимодействии согласно современной концепции образования строятся как субъект-субъектные, предполагающие активность всех участников и их взаимное влияние друг на друга.
4. Взаимодействие не всегда реализуется через непосредственные отношения педагога с учеником, оно может производиться косвенно, через референтное лицо или группу.
5. Личностные качества педагога, его опыт, характер, уровень мотивированности к профессиональной деятельности напрямую влияют на качество педагогического взаимодействия. Аналогично должны учитывать и индивидуальные характеристики обучающихся.
6. Педагогическое взаимодействие не исчерпывается знаниевым компонентом, оно подразумевает глубокую воспитательную работу, а значит, разрешение важных этических вопросов, владение профессиональной и общечеловеческой этикой.
Глава 2. Исследование степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия
2.1. Организация исследования
Методики диагностики педагогического взаимодействия активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами.
К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И. Зверева), методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.Л. Андреев), методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова), анкета выпускника «Мое мнение о школе» (О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щуркова), опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский) и многие другие.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие - диалог и сотрудничество на равных.
Целью методики является определение представления ученика о его взаимодействии с педагогом, выявление существующих проблем в межличностном взаимодействии педагога с детьми.
Педагогическое исследование проводилось на базе школы района города. Количество учеников в школе - 86. В исследовании принимали участие 10 - 11 классы (двенадцать учеников).
Цель исследования: определить представления обучающегося о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.
В исследовании использовался следующий диагностический материал:
Инструкция.
Таблица результатов тестирования.
Перечень утверждений (бланк теста).
Инструкция к проведению тестирования и бланк с вопросами представлены в приложении к работе.
Исследованию подвергалась работа десяти педагогов-предметников в области организации взаимодействия с учащимися.
На основе полученных данных рассчитываем уровень развития основных компонентов педагогического взаимодействия по каждому преподавателю.
Первый компонент - когнитивный уровень взаимодействия (уровень осознания собственных интересов в ситуации взаимодействия).
Второй компонент - эмоциональный уровень (степень уверенности в собственных возможностях управления ситуацией).
Третий компонент - поведенческо-волевой (контроль над своим поведением, над ситуацией в классе, управление ситуацией в соответствии с собственными интересами).
Сравниваем номера вопросов и знаки, проставленные в тексте, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога, и вариант, выставленный учениками. Совпадение реального и идеального знаков фиксируем одним баллом и подсчитываем число совпадений по трем категориям.
Чем ближе значение результата приближается к значению "I", тем выше уровень развития данного компонента
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Уровень развития когнитивного компонента колеблется от 0,76 до 0,87 единиц; эмоционального - от 0,73 до 0,83 единиц; поведенческо-волевого - от 0,77 до 0,82 единиц. Разрыв в показаниях говорит о разном отношении учеников к своим преподавателям и наоборот.
В таблице представлены показатели для всех педагогов, участвовавших в исследовании.
Таблица – данные исследования компонентов педагогического взаимодействия
Участник и сфера преподавания Уровень развития когнитивного компонента Уровень развития эмоционального компонента Уровень развития поведенческо-волевого компонента
1. Математика 0, 76 0, 80 0, 77
2. Р. Язык и литература 0, 78 0, 73 0, 81
3. Химия, биология 0, 87 0, 83 0, 80
4. Иностранный язык 0, 80 0, 82 0, 82
5. География 0, 78 0, 83 0, 78
6. Физ. культура 0, 83 0, 81 0, 78
7. МХК 0, 84 0, 83 0, 78
8. История 0, 80 0, 81 0, 81
9. Физика 0, 81 0, 75 0, 79
10. ОБЖ 0, 77 0, 74 0, 80
Наилучших результатов в педагогическом взаимодействии с классом добилась преподавательница под номером 3, учитель химии, биологии и анатомии. Ученики высоко оценили ее и как преподавателя, и как человека.
Но в общем все показатели высоки и приближаются к единице. Это указывает на то, что учителя школы организуют тесное педагогическое взаимодействие с учащимися.
2.2. Рекомендации к работе педагогов по итогам исследования
В ходе исследования были отмечены в целом положительные тенденции в организации работы педагога со школьниками. Тем не менее, мы обобщаем рекомендации для педагогов, которые помогут добиться более высоких результатов в организации взаимодействия.
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. В ней идет процесс приобщения подрастающего поколения к опыту и знаниям, накопленными человечеством [20, 75].
Ведущая роль учителя в этой среде предопределяет требования к его нравственным качествам, отношение к себе, своей профессиональной деятельности, к людям, вовлеченным в неё. К личности учителя предъявляются повышенные моральные требования, потому, что ему доверено воспитание подрастающего поколения и объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности.
Учитель общается с учениками в тот период, когда ребенок на практике постигает азбуку социальных отношений, требования большого коллектива и условия адаптации в нем, когда у него формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают в значительной степени через образ учителя. Любимый учитель нередко становится их идеалом на всю жизнь.
Однако в школьной практике бывают случаи, когда учащиеся испытывают неприязнь к учителю, которая переносится и на преподаваемый им предмет. Слова и поступки такого учителя встречают внутренний отпор у детей. Возникает отчуждение, а иногда и активное противодействие учителю. Это разрушает некоторые ранее сложившиеся нравственные установки детей, тормозит развитие их способностей.
Педагогическая мораль диктует такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые должны способствовать развитию
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Введение в практическую психологию образования. Учебное пособие [Текст] / П.В. Андреев. – Балашов: СГУ, 2013. – 277 с.
2. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики. В поддержку актуальной науки [Текст] / А.И. Арнольдов. – Москва, 1999. – 137 с.
3. Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие [Текст] / А.А. Афашагова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 187 с.
4. Барабанов В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства [Текст] / В.В. Барабанов // Universum: Вестник Герценовского университета, № 8, 2010, с. 10-14.
5. Вигдорчик М.И. Психодинамический подход к проблеме акцентуаций [Текст] / М.И. Вигдорчик. – Одесса: 1995. – 40 с.
6. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Диссертация … кандидата наук [Текст] / Т.В. Ворончихина. – Киров, 2006. – 186 с.
7. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. – Учебное пособие [Текст] / И.В. Выбойщик. 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.
8. Глэддинг С. Психологическое консультирование. Учебное пособие [Текст] / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
9. Егоров, В. С. К понятию открытости образования [Текст] / В. С. Егоров // Синергетика и образование. – Москва, 1997. – 89 с.
10. Кавизина К.Н. Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности [Текст] / К.Н. Кавизина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, 2016, с. 136-142.
11. Краснова Н.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Деловое общение» [Текст] / Н.А. Краснова.– Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса, 2012. – 132 с.
12. Красноруцкая Н.Г. Экология социокультурного образовательного пространства вуза [Текст] / Н.Г. Красноруцкая // Известия ВолгГТУ. 2014. №24 (151). С.131-134
13. Курдус Е.В. Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ [Текст] / Е.В. Курдус // Гуманизация образования. 2009. №2. – С. 134-138
14. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор. Государственные и Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/ Дата обращения: 15.05.2018
15. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность [Текст] / Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. 2011. №5. С.65-70
16. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении [Текст] // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 2000. 264 с.
17. Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология» (квалификация бакалавр)». Электронный ресурс. Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_37.03.01.doc Дата обращения: 01.05.2018
18. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности [Текст] / Е.В. Тарасова // Universum: психология и образование, № 4 (34), 2017, с. 38-43.
19. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение [Текст] / Г.К. Триандис. – М.: Форум, 2007. – 382 с.
20. Устинова Е.В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении [Текст] / Е.В. Устинова // Казанский педагогический журнал. 2011. №3. – С.74-77
21. Филатова Л.Б. Педагогические технологии формирования этической компетенции в профессиональной подготовке. Монография [Текст] / Л.Б. Филатова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. – 128 с.
22. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики [Текст] / Н.В. Цепелева // Journal of Siberian Medical Sciences, № 6, 2014, с. 2-10.
23. Чупров Л.Ф. Деонтология в психологической практике [Текст] / Л.Ф. Чупров // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, № 12, 2014, с. 38-42.
24. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества [Текст] / А.В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 2, 2012, с. 75-84.