Фрагмент для ознакомления
2
Человеку приходится работать с информацией на протяжении всей своей жизни. Самым значимым для формирования информационной культуры личности и её информационных умений, является период обучения в школе. В последние годы часто приходится слышать, что школьники не умеют работать с текстами. Отчасти это действительно так. Сегодня работа ребёнка с информацией является нормативно обязательной, поскольку федеральный образовательный стандарт регламентирует обязательное создания условий для широкой адаптации младших школьников. Умения и навыки работать с информацией формируются на уроках и во внеурочной деятельности. Работа школьников на уроках, в кружках, на факультативах, при работе с домашним заданием, всё это предполагает активные действия субъекта по поиску и обработке информации. Современным детям приходится иметь дело с большими объёмами информации. Школа учит пользоваться учеников замечательным инструментом – интернет и применять затем свои знания в повседневной жизни. Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают определённые проблемы, которые могут препятствовать эффективному обучению младших школьников. Чаще всего это информационные перегрузки.
Актуальность работы заключается в том, что глобальное и повсеместное использование компьютерных технологий, их проникновение во все сферы и во все виды деятельности, положили начало иной системе образования. Не случайно сегодня современное общество называют информационным. Грамотное использование учениками информационных технологий и формирование информационных умений позволяют планировать и делать детям намного больше, чем это было ранее. Использование ИКТ сегодня происходит на всё более ранних стадиях обучения. Всё это несомненно предполагает иные подходы к современному образовательному процессу.
Целью работы является выявление и экспериментальное подтверждение
эффективность методов и приемов работы с информацией и научно-познавательными текстами в начальной школе. Задачи работы:
- изучение психолого-педагогической литературы по формированию
учебно-информационных умений у младших школьников;
-изучение особенности
- изучить особенности формирования информационных умений
у младших школьников;
-провести диагностику уровня формирования информационных
умений у младших школьников при работе с научно-познавательными текстами и оценить степень их сформированности.
Проблема: какие можно использовать эффективные методы и приемы при работе с детьми в начальной школе, чтобы наиболее успешно сформировать у них информационные умения и информационную культуру.
Цель работы: выявить и экспериментально доказать эффективность методов и приемов работы с информацией в начальной школе.
Объект: процесс обучения информационным умениям в начальной школе. Предмет: формирование информационных умений у младших школьников при работе с научно - познавательными текстами. Гипотеза исследования будет заключаться в следующем. Формирование информационных умений у младших школьников будет проходить более успешно, если:
-будут учтены дидактические требования организации работы с научно-
познавательным текстом;
- на уроках будут использованы разнообразные приемы
формирования информационных умений и умения находить необходимую информацию;
- будут разработаны и внедрены методы и приемы формирования
информационных умений.
Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности младших школьников, эксперимент.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ
1.1.Информационная культура младшего школьника: сущность и значение
Современному учителю необходимо воспитать у младших школьников информационные умения и навыки, развить потребности, которые вписались
бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра,
чести, совести и т.д. Чрезвычайно важно формировать у младшего школьника информационную культуру и соответствующие информационные умения и навыки. Или как часто сейчас говорят, информационные компетенции. Всё это в совокупности выражается в необходимости и потребности
формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки,
хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально
рациональной форме. В школе ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку возможность применять свои знания и умения, работать с источниками информации и отбирать необходимое, всему этому и должна научить ребенка начальная школа [4].
Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то часто возникают проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников. Это, как правило, информационная неразборчивость и информационные перегрузки. Чрезвычайно важно сформировать у младшего школьника информационные умения, которые выражаются в потребности поиска информации, ее анализа, обработки, хранения. Для этого необходимы изменения в методике преподавания. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» приводятся способы и методы работы с информацией. Подобная проблема является достаточно новой. Именно введение в работу педагогов ФГОС устанавливают требования к формированию необходимых образовательных результатов и универсальных учебных действий.
Первыми работами с понятием информационная культура были статьи Э. Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» и К. М. Войханской и Б. А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре. Особое внимание в образовательном стандарте акцентируется на формировании у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Образовательный стандарт расширяет задачи школьного обучения и предъявляет требования к сформированности информационных умений и информационной культуре. Учёными всегда уделялось большое внимание формированию умений и навыков самостоятельной работе с информацией (Асмолов, 2000; Бурменская, 2001; Володарский, 1997; Карабанова, 2000; Молчанов, 2002; Салмина, 2004). Информационная грамотность и информационные умения это не только использование компьютерных технологий. Информация может быть представлена различными источниками, человеком, как информатором, видеоносителями, книгами, натуральными объектами окружающего мира. Натуральные объекты окружающего мира как предметы изучения и наблюдения не изменяют сути процесса научения ребёнка ориентироваться в мире информации.
Всё это базируется на конкретных умениях, навыках и компетенциях ребёнка, которые он осваивает и успешно формирует в ходе учебно-воспитательного процесса [8]. На этапе принятия и понимания поставленной учебной задачи ребёнок должен осознавать и формулировать свой информационный запрос. Он должен уметь выбирать подходящие источники информации и вычленять главное и второстепенное. Когда идёт процесс поиска источника информации, школьник должен демонстрировать умелую работу с любыми доступными источниками. Информацию можно получить самыми разными способами. Но для этого нужно уметь правильно формулировать свои запросы и вопросы и правильно коммуницировать со всеми, кто может являться потенциальным источником информации. Большое значение имеет то, насколько грамотно и самостоятельно ребёнок умеет работать с книгами, справочниками, статьями и владеть способами поиска нужной ему информации. В современных условиях. Когда различные потоки информации со всех сторон просто захлёстывают, дети должны учиться из всего потока уметь отбирать для себя самое главное. главным средством хранения отобранной информации была и остаётся собственная память. Только таким образом возможно сформировать у ребёнка информационные умения, которые со временем перейдут в устойчивые навыки и компетенции.
Мотивом любой деятельности всегда служит познавательный интерес. Большую роль здесь играет добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации. Это могут быть научно - познавательные тексты, объекты для наблюдений, опыты, эксперименты, литература, медиаресурсы и т.д .[17]. Здесь чрезвычайно важна доступность информационных ресурсов. Виды информационных умений младших школьников могут быть достаточно разнообразными. Ученик должен уметь понять задачу, найти, отобрать, систематизировать, проанализировать, перекодировать и представить информацию. Чаще всего Информационные умения делятся на два основных вида:
- информационно – поисковые;
- информационно – аналитические.
Информационно-поисковые умения - это практические умения. Практические умения формируются непосредственно при работе ученика с источниками информации. Педагоги считают, что формирование такого рода
Фрагмент для ознакомления
3
.Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы
формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. –
2004. – No 1. – С. 82-89.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] /
А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2008. – 162 с.
4. Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с
учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка
[Текст] / Г.И. Бондаренко. – М. : Начальная школа плюс до и после,
2013. – 91 с.
5. Володина, Г. А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г. А. Володина. – М. : Мир библиографии, 2010. – 23 с.
6. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М. : Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
7. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как
метапредметный компонент содержания основного общего образования
[Текст] / С.Г. Воровщиков – М. : Справочник, 2012. – 240 с.
8. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной
грамотности у младших школьников в процессе языкового образования
[Текст] / О.А. Горобец. – М. : СатисЪ, 2014. – 135 с.
9. Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных
технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф.
Ефимов. – М. : «Начальная школа», 2009. – 255 с.
10. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова – М. :
«Начальная школа», 2008. – 123 с.
11.Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс [Текст] / Н.И. Захарова. – М. : Начальная школа, 2008. – 103 с.
12.Ильин, Г.А. Как обеспечить качество обучения в информационном
обществе [Текст] / Г.А. Ильин. – М. : Народное образование, 2011. – 148
с.
13. Климук М.А. «Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание универсальных учебных действий» Электронный журнал http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 06.02.22).
14. Ковалёва, А. Г. Использование информационно-компьютерных
технологий при обучении в начальной школе [Текст] / А.Г. Ковалева. –
М. : Начальная школа, 2011. – 98 с.
15. Кусова, М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования
информационных умений у младших школьников [Текст] / М.Л. Кусова.
– М. : Педагогическое образование в России, – 118 с.
16. Мяотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе:
методические рекомендации [Текст] / О.Н. Мяотс. – М.: ООО «Чистые
пруды», 2005. – 32 с.
17.Нажметдинова, В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста / В. М. Нажметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения: 07.02.2022).
18. Никотина, Е. В. Содержание и методы формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста в ходе дополнительного образования [Текст] / Е.В. Никотина. Научно-методический журнал «Мир образования – Образование в мире». – М. : Просвещение, 2011. –
487 с.
19. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие [Текст] / Ю. Д. Романовой. – М. : Эксмо, 2011. – 704 с.
20. Соколова, Т.Е. Информационная грамотность [Текст] / Т.Е. Соколова. –М. : Начальная школа, 2013. – 124 с.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как
педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Т.Е.
Соколова. – М. : Издательский дом «Федоров», 2007. – 96 с.
22. Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93 (дата обращения 06.02.22)
23. Татьянченко, Д. В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект
управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. –
М.: «Завуч», 2000. – 63 с.
24. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в
образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
25. Шакина, Г. В. Оценка сформированности у младших школьников
умений работы с текстом как источником информации [Текст] / Г.В.
Шакина. – М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. – 10 с.
26. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных
умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М. : Справочник зам.
дир.школы, 2012. – 32 с.