Фрагмент для ознакомления
2
Век информационных технологий и открытого доступа к любой информации, а также легкость ее распространения, имеет наряду с безусловными плюсами для современного общества, ряд минусов. Особенно ярко негативное влияние доступности информационных технологий проявляется в среде подростков. Психика подростка, бесспорно, отличается большой подвижностью. Эмоциональная сфера преобладает у несовершеннолетних над волей, что проявляется, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, а также агрессивности. Кроме этого, важную роль для подростка играет его окружение, особенно сверстники.
Поэтому подростки часто не могут отстоять свою позицию, они склонны подражать значимому окружению, часто совершая действия, противоречащие общепризнанным нормам. Особенно остро для данного возраста стоит проблема аддикций. Подростки с легкостью пробуют все новое, что предлагают сверстники, желая реализовать свое стремление быть взрослыми. Часто эти пробы оказываются губительны для детского организма, и подросток приобретает определенную зависимость, которая нарушает процесс гармоничного развития личности, усугубляет протекание возрастных кризисов и становится весомой преградой дальнейшего личностного развития.
Отметим, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению подростков с аддиктивным поведением, появляются новые виды аддикции, что требует разработки современных методов работы, направленных на профилактику зависимого поведения. В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования – изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах аддиктивного поведения подростков и разработка профилактической программы, направленной на его предупреждение.
Цель: Изучить психологические основы профилактики аддитивного поведения детей.
Задачи:
1.Рассмотреть содержание понятия «аддиктивное поведение»;
2.Проанализировать социально-психологические предпосылки проявления аддикций в подростковом возрасте;
3.Экспериментально изучить аддиктивное поведение у подростков.
Объект: Аддиктивное поведение детей.
Предмет: Профилактика аддиктивного поведения детей.
Методы исследования:
1. Анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы:
Тестирование (методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей», автор Лозовая Г.В.;
Методика «Незаконченные предложения», автор Сакс-Леви (модификация В. Михала)); констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды ученых по проблеме профилактики аддиктивного поведения В.А. Бардадымов, А.Е. Бойков, Р.Р. Гарифуллин, Э. Муньягисеньи, Н.А. Сирота, Е. Б. Усова, А.В. Худяков, В. Шабалина, А.А. Юдкина.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Содержание понятия «аддиктивное поведение»
В настоящее время является актуальным проблема аддиктивного поведения. Ее изучением занимаются специалисты разных областей. Следует отметить, что большинство людей имеют определенную зависимость. Это может быть, как непреодолимая тяга к еде, так и такие формы как алкоголизм и наркомания. Зависимостям подвержены как взрослые люди, так и юноши, и подростки.
Сегодня исследование аддиктивного поведения находит отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов по психологии, педагогике, медицине, философии и социологии. Ими в разных теоретических подходах рассматриваются вопросы, связанные с понятием, видами, причинами и этапами формирования аддиктивного поведения.
Понятие аддиктивное поведение изучается во взаимосвязи с такими понятиями, как зависимость, зависимое поведение, аддикция, аддикт, аддиктивность, аддиктивная личность и пр. Остановимся подробнее. Термин аддиктивное поведение (addiction) в переводе с английского языка - пагубная привычка, порочная склонность. После введения В. Миллером и M. Ландри, с конца 80-х годов стал распространяться в отечественной науке. Нашел расширение в трудах С.А. Кулакова [2], и распространился после выпуска работы А.Е. Личко и В.С. Битенского. Позже неоднократно дополнялся и конкретизировался как форма саморазрушающего поведения.
С. Ф. Смагин указывает, что своими историческими корнями термин связан с латинским словом addictus, означающим человека, связанного долгами, точнее можно сказать, приговоренного к рабству за долги, или, иными словами, «находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти» [7].
Следует уточнить, что, так как термин аддикция большинством исследователей употребляется как синоним слова зависимость, то и 6 аддиктивное поведение трактуется как зависимое поведение, но единства мнений по вопросам их соотношения нет. По данным А. Фенько комитет Всемирной организации здоровья при формулировке определения злоупотребления наркотиками, опираясь на понятие зависимости, охарактеризовал аддикцию как «состояние психической, или физической, или и той и другой зависимости от наркотика, возникающее у человека после периодического или продолжительного употребления этого наркотика».
Далее А. Фенько в своих исследованиях обращает наше внимание на то, что сегодня аддикции разделены на две группы:
а) химические аддикции: употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
б) нехимические или поведенческие, аддикции, связанные с другими людьми или определенным поведением: игра в карты, интенет, еда, покупки и т. п. [12].
В. А. Фролов подтверждает, что аддикция является анормальным пристрастием, которое вызвано привыканием к алкоголю, наркотикам или другим психоактивным веществам, а также способам поведения, увлечения, в частности, азартным или компьютерным играм и др.
Таким образом, следует понимать, что аддиктивное поведение возникает не только при приеме наркотических веществ, а вызывается широким спектром веществ и ситуаций. Т. А. Султанова позиционирует понятие аддикция как синоним зависимости, но указывает на дифференциацию понятий аддиктивное поведение и аддикция, что обусловлено наличием причинно-следственных связей.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте особенно опасное явление для общества в целом и каждого человека в отдельности. Аддиктивное поведение представляет собой один из видов отклоняющегося поведения. В данном виде поведения человек желает уйти из реальности путем изменения своего психического состояния. Это происходит с помощью употребления различных веществ или концентрации на каких-либо видах деятельности, для поддержания полученных эмоций [4].
Б.Г. Мещеряков определяет аддиктивное поведение как один из видов деструктивного поведения. Данное поведение выражается в возможности выйти из реальности путем изменения психического состояния [6]. А.А. Реан определяет аддиктивное поведение как употребление химических веществ, благодаря которому происходит изменения сознания [1]. В зарубежных исследованиях термин «аддикция» определяется как синоним слова «зависимость» соответственно аддиктивное поведение – зависимое поведение. Отечественные ученые предполагают, что аддиктивное поведение является не полностью сформированным заболеванием [20].
В своих трудах А.В. Худяков выделяет 4 критерия аддиктивного поведения: социальный, психологический, физиологический, клинический [9]. Социальный критерий рассматривается как употребление психологически активных веществ группой людей. В данном случае употребление веществ является основным способом решения проблем и имеет определённые последствия (физиологические, психологические, социальные). В психологическом критерии прежде всего ослабляется мотив, благодаря которому появляется преграда приему запрещенных веществ. Физиологический критерий проявляется в отсутствии рвотного рефлекса при групповом употреблении психоактивных веществ. В клиническом критерии выявляются амнестические расстройства, которые происходят в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения [4].
Существует другая классификация аддиктивного поведения, разработанная Н. Пезешкианом.
Он выделяет 4 вида аддиктивного поведения:
• «бегство в тело» представляет собой переориентацию на деятельность. Она направлена на собственное физическое или психическое усовершенствование и выражается в чрезмерном увлечении спортом, здоровым питанием и т.д.;
• «бегство в работу» заключается в том, что человек полностью «окунается» в работу, она занимает у него большую часть жизни;
• «бегство в контакты или одиночество» представляет собой общение как главную потребность человека. Общение либо становится единственно желаемым способом удовлетворения потребностей, либо наоборот – минимизируется;
• «бегство в фантазии» заключается в том, что у человека возникает интерес к религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.
А. Данилина в своих работах выделяет 6 критериев аддикции:
изменение значимой среды - распад старых связей и отношений;
игнорирование ранее значимых событий и действий;
критика: враждебность и недопонимание со стороны людей, имеющих отношение к зависимому лицу; опасения по поводу собственной зависимости; неудачные попытки снизить привыкание [12].
В исследованиях Р. Брайн и М. Гриффитс выделяют такие компоненты: повысить толерантность; перепады настроения; игра; абстинентный синдром; рецидив; конфликтовать с другими и с самим собой.
Изучение данного вопроса подразумевает так же рассмотрение таких понятий как «аддикция» и «аддикт». Аддикция – это патологическая потребность, которую испытывает человек при выполнении определенных действий. Эту потребность человек удовлетворяет, используя любой стимул, который искусственно меняет психическое состояние и улучшает настроение. Следует отметить, что со временем человеку требуется больше новых стимулов или увеличение их интенсивности, чтобы достичь этого состояния [4].
Важно учитывать тот факт, что термины «аддикция» и «зависимость» не совпадают. Термин «психологическая зависимость» имеет гораздо более широкое значение. Например, ребенок психологически и физически зависит от своей матери. Аддикция, безусловно, означает отрицательную окраску зависимости и является только ее видом. Можно сказать, что каждое вызывающее зависимость поведение является зависимостью, но не каждая зависимость становится аддикцией [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 871–874.
2. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Васильева // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т.15. – №2. – С.30-35.
3. Васильева, Е.В. Умения саморегуляции и стрессоустойчивости в профилактике аддиктивного поведения подростков [Текст] / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т.16. – №3. – С.92-95.
4. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст] / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина и др. // Известия ПГПУ. – 2010. – №16. – С.83-87.
5. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 310 с.
6. Григорьев, Г. И. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания : учебное 51 пособие / Г. И. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. – Санкт-Петербург : РХТА, 2016. – 428с.
7. Дмитриева, Н. В. Аддиктология: настольная книга / Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко. – Москва : Академия, 2012. – 231 с.
8. Егоров, А. Ю. Любовные и сексуальные аддикции / А. Ю. Егоров. – Москва : Просвещение, 2014. – 245 с
9. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2011. – 251 с.
10. Котов, А. В. К природе двух форм аддиктивного поведения / А.В. Котов // Клиническая фармакология и лекарственная терапия. – 2010. – Том 8, № 1. – С. 13–24.
11. Кошкин, К. В. Аддикции отношений / К. В. Кошкин. – Москва : Академия, 2013. – 258 с.
12. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – Москва : Просвещение, 2008. – 462 с.
13. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – Москва : Гардарика, 2003. – 470 с
14. Лозовая, Г. В. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей / Г. В. Лозовая. – Москва : Академия, 2013. – 98 с.
15. Сонькин, В.Д. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка [Текст] / В.Д. Сонькин и др. – М.: АСТ, 2012. – 340 с.