Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, что объясняется тем, что все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, неразрывно связанной с творческой деятельностью.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Кроме того, русский язык в системе российского образования имеет особую общественную значимость как учебный предмет, выступает стабилизирующим фактором повышения языковой культуры общества, формирования толерантной языковой личности.
Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Морфология как один из важнейших разделов школьного курса русского языка представляет собой знание о слове и его составных частях. Одним из важных понятий данного раздела является категория падежа.
Несмотря на разнообразие методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают доступно и красочно представить падежную систему, школьники нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных окончаний.
Объект исследования: учебная и познавательная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: процесс организации учебной деятельности обучающихся 5 классов на уроках русского языка при изучении падежной системы русского языка.
Цель исследования – выявить различные формы организации работы на уроке, способствующие развитию интереса у обучающихся к изучению русского языка.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
• Изучить проблему активизации деятельности учащихся на уроках русского языка;
• Рассмотреть особенности падежной системы современного русского языка;
• Подобрать приемы активизации учащихся при изучении падежной системы;
• Разработать конспект урока по теме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Проблема активизации деятельности учащихся на уроках русского языка
На современном этапе развития образования, а также в условиях демократизации в России особую актуальность приобретает проблема развития познавательной активности учащихся, в частности на уроках русского языка. Ведь система образования должна обеспечить качественно новый уровень общеобразовательной подготовки учащихся. Анализ теории и практики обучения показывает, что продуктивное обучение невозможно без поисков путей развития познавательной активности учащихся, поскольку школьники должны не только усвоить определенное количество знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать [14]. А этому способствуют средства, активизирующие познавательную деятельность.
Актуальность обуславливается изменением приоритетов общего среднего образования, характерной чертой которых является усиленное внимание к формированию отношений, опыта личностной деятельности, уровень усвоения которых позволяет действовать адекватно в определенных учебных и жизненных ситуациях. Это приводит к принципиальным изменениям в организации обучения, которое направляется на развитие конкретных ценностей и жизненно необходимых знаний и умений учащихся.
А ее важнейшим результатом являются ключевые и предметные компетентности.
Проблема развития познавательной активности является актуальной, а потому неудивительно, что была в поле зрения многих ученых, изучавших различные ее аспекты.
Исследовали этот вопрос специалисты в области психологии и педагогики: В. Сухомлинский, Л. Аристова, Т. Шамова, Г. Щукина, В. Лозовая, Ш. Амонашвили и другие. В современных исследованиях А. Савченко, Н. Пастернак, А. Канищенко и других ученых тоже освещается проблема развития познавательной активности учащихся.
Отдельные ученые развитие познавательной активности видели в «проблемности обучения», а потому изучали этот вопрос, в частности такие ученые: Н. Дайра, А. Матюшкин, М. Махмутов и другие.
А вопросы использования игры в учебном процессе исследовали следующие ученые: Я. Коменский, А. Макаренко, Ж-Ж. Руссо, Ж. Пиаже, К. Ушинский, Л. Выготский, А. Леонтьев, П. Гальперин и другие. Следовательно, эта проблема является важной, а потому нуждается в дальнейшем исследовании.
Сегодня важно организовать такое обучение, которое бы обеспечивало привлечение школьников в процесс активного самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Сейчас это требование времени и общества в целом, ведь потребность в активных, инициативных и творческих людях, способных принимать собственные нестандартные решения, творчески выполнять любую деятельность. К тому же реализация «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» предусматривает формирование образованной, творческой, активной личности, способной, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать нестандартные решения. Стоит организовывать такое обучение, которое бы было желанным и легким, такое содержание материала, которое учащиеся на этом этапе развития смогут принять заинтересованно, с наименьшими трудностями [11].
Проблема развития познавательной активности учащихся на уроках актуальна, поскольку в последнее время происходит снижение уровня знаний. К тому же часто знания являются формальными и бессистемными, а ученики не умеют их использовать на практике, не способны самостоятельно работать. А цель работы современного учителя - развитие личности ученика, его творческого потенциала и познавательной активности. Кроме того, человек не может полноценно жить без активной познавательной деятельности, регулярного самообразования. То есть, анализ теории и практики свидетельствует, что проблема развития познавательной активности - одна из кардинальных проблем не только дидактики, но и всего учебно-воспитательного процесса, поскольку от ее решения зависит решение других вопросов: обучение учащихся мышлению, развитие познавательных интересов, формирование самостоятельности, творчества, определение умственных способностей, привитие умения учиться, а также приобретение таких качеств, как наблюдательность, целеустремленность, ответственность и т.д., оценка результатов учебной работы учителей и школы в целом.
Анализ научных источников позволил выяснить, что принцип активности является одним из основных принципов обучения, а познавательная активность - это стремление к приобретению знаний. По мнению Г. Щукиной, познавательная активность школьника - это свойство личности, интенсивно формирующееся в школьные годы и влияющее на весь процесс учебной деятельности [7]. Это и предпосылка, и результат развития школьника; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса.
Для того, чтобы обучение действительно стало средством сознательного развития, необходимо выполнять одно универсальное условие - развивающийся субъект должен включаться в активную деятельность и общение. Это обосновывается тем, что ученик в учебном процессе не только субъект, но и объект собственного обучения. Исследования показывают, что низкий уровень активности - результат того, что ученик - только пассивный объект. Т. И. Шамова рассматривает активность как цель, средство и результат деятельности. Ученики проявляют активность, самостоятельность в обучении, овладевают значительными регулирующими возможностями активности и самостоятельности. Весь комплекс этого образования условно можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности [21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.
2. Архипова, Е. В. О проблеме активизации речетворческой деятельности учащихся на уроках русского языка / Е. В. Архипова // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе : Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 30–31 марта 2017 года / Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2017. – С. 51-56.
3. Богачек, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения / В. В. Богачек // Молодой ученый. – 2018. – № 15(201). – С. 210-212.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 2000.
5. Вохмина, Ю. С. Личностно ориентированные формы работы над ошибками на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы / Ю. С. Вохмина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 77-84.
6. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Проспект, 2003
7. Касаткин Л. Л. , Клобуков Е. В., Крысин Л. П. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
8. Кириленко, А. В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка средствами проблемных задач и дидактической игры / А. В. Кириленко // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 11(28). – С. 335-339.
9. Колосова, Е. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии / Е. В. Колосова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 7-2. – С. 160-163.
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
11. Кутузова Т.С. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/506960
12. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. «Современный русский литературный язык» М., 1988.
13. Люгзаева, С. И. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка / С. И. Люгзаева, Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11. – № 1(41). – С. 72-78.
14. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросытеории / М. И. Махмутов - М.: Педагогика, 1981
15. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000.
16. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. А.Н. Щукина. М., 1990
17. Сардарова, А. А. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка в методическом и лингвистическом аспекте / А. А. Сардарова // Русский язык в полилингвальной среде : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 25 ноября 2021 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. – С. 137-141.
18. Слабковская, Э. В. Проблемные задания как способ активизации поисковой деятельности учащихся на уроках русской литературы / Э. В. Слабковская // Преподаватель года 2021 : Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса в 3-х частях, Петрозаводск, 20 мая 2021 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 149-154.
19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
20. Трофимов В.А. Современный русский литературный язык. Морфология. Л. 1957
21. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982