Фрагмент для ознакомления
2
Кроме того, включены в Перечень № 16 такие должности, как:
капитан и его помощники, в том числе капитан порта (портового пункта);
диспетчер;
лоцман;
механик (судовой);
начальник радиостанции;
штурман;
электромеханик (судовой) и др.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Минтрансом России с учетом мнения соответствующего общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ст. 329 ТК РФ).
Утверждены общие положения для работников речного и морского флота, а также есть ряд ведомственных приказов:
Министра обороны РФ от 16.05.2003 № 170 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации»;
Госкомрыболовства РФ от 08.08.2003 № 271 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы» и др.
Также особое внимание следует обратить на режим рабочего времени лоцманов, так как для них установлены специальные правила положением, утвержденным приказом Минтранса России от 14.03.2012 № 61.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждено приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133 (далее - Положение № 133). Положение № 133 распространяется только на работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава). На работников, обслуживающих пассажиров судна, оно не распространяется, соответственно, для них и для врача действуют общие нормы Трудового кодекса РФ.
Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее (п. 3 Положения № 133). Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируются общими нормами Трудового кодекса РФ (п. 31 Положения № 133).
Согласно пункту 6 Положения № 133 нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями - в субботу и воскресенье.
Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями - в субботу и воскресенье.
При этом для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 7 Положения № 133). Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.
Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна. Положение № 133 определяет особенности установления вахт в зависимости от должностей работников, режима эксплуатации судов, видов судов.
Работники плавсостава могут привлекаться с письменного своего согласия к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей (п. 12 Положения № 133).
При этом максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов (п. 13 Положения № 133).
Ограничена также и общая продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) - она не должна превышать 30 суток подряд (п. 14 Положения № 133).
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава допускается двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
Также особенностью режима труда плавсостава является то, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается (п. 15 Положения № 133). Согласно общей норме (ст. 96 ТК РФ), продолжительность работы (смены) в ночное время, как правило, сокращается на один час без последующей отработки.
За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работникам плавсостава предоставляются суммированные дни отдыха (п. 19 Положения № 133).
Работникам плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность учетного периода определяется исходя из конкретных условий работы, в частности продолжительности навигационного периода и установленного графика вахт (работ) членов экипажей. При этом учетный период не должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации). На судах смешанного плавания («река – море») для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при длительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа. При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
Нормальная продолжительность рабочего времени плавсостава не может превышать 40 часов в неделю, т.е. по 8 часов ежедневно с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период - является сверхурочной (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).
Оплата сверхурочной работы должна быть в повышенном размере: в первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. При этом конкретные размере оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
При суммированном учете рабочего времени правила оплаты сверхурочной работы в повышенном размере подлежат обязательному применению. Сверхурочные работы являются отклонением от нормальных условий труда и, согласно ст. 149 ТК РФ, должны быть оплачены в повышенном размере по нормам, установленным в ст. 152 ТК РФ, а размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сверхурочная работа может являться следствием привлечения работников плавсостава с их письменного согласия к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей. Кроме того, в процессе работы судна работники плавсостава обязаны производить объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы).
Например, срочного выполнения требуют работы по спасению людей, судов, судового имущества и грузов; работы по ликвидации пожара, по оказанию помощи другим судам и т.п. Подобные работы учитываются в особом порядке – в табеле на авральные работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 05.04.2016).
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197ФЗ (с изм. и доп. с 10.01.2016).
4. Булов А.А., Кислова Т.А. Основы менеджмента - СПб: СПГУВК, 2011.- 186 с.
5. Бунеев В.М. Менеджмент на внутренней водном транспорте - Новосибирск: НГАВТ, 2013.-1429 с.
6. Веселов Г.В. Экономика отрасли: основные фонды, расходы и прогрессивные технологии на водном транспорте. Учебное пособие.ЭБС. М: «Лань», 2015.-96с.
7. Винников В.В. Экономика морского транспорта - Одесса: Феникс, 2016.- 938 с.
8. Зрелкина Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях речного транспорта - Новосибирск: НГАВТ, 2010.-148 с.
9. Кузьмичев И.К. Экономика транспорта. Системы оплаты и стимулирования труда на водном транспорте - М.: ВГАВТ, 2013. - 420 с.
10. Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике. М.: «МОРКНИГА», 2015.- 162 с.
11. Рахманова, С.Ю. Оплата труда, сложные вопросы / С.Ю. Рахманова. – М.: Омега-Л, 2012
12. Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 480 с.
13. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений. / Под ред. С.Б. Барнгольц и Г.М. Тация. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 407 с.