Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время российское общество испытывает большую потребность в творческих личностях, которые выделяются способностями предлагать неординарные решения всевозможных проблем, а также создавать оригинальный продукт. В связи с этим одним из наиболее важнейших направлений исследований выступает выявление особенностей творческой деятельности ребенка, а также поиск путей ее формирования. Процесс речевого развития в дошкольном образовании рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Современные направления российского образования нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который декларирует потребность в формировании условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными, индивидуальными, а также психофизиологическими особенностями.
Согласно ФГОС ДО на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление, диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики.
Специфика творческих способностей рассматривается в работах таких ученых как С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, и др., особенности проявления и развития творческих способностей ребенка - П.К.Анохин, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В.Т.Кудрявцев, и др., возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей детей - Е.Е.Кравцова, В.П.Филатов и другие.
Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. Проблемами развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте занимались следующие учёные: Менджерицкая Д.В., Шульга О., Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л., Артёмова Л.В., Чурилова Э.Г., Маханёва М.Д., Теплов Б.М. и др.
Возможность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности исследована недостаточно. Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости театрализованной деятельности, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей театральной деятельности и ее малой реализацией в педагогической практике.
Актуальность, теоретическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников в театральной деятельности».
Таким образом, цель исследования заключается в определении роли театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
Гипотеза исследования – развитие творческих способностей в театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если по отношению к организации данного вида деятельности создаются специальные условия:
- стимулирующая творчество эмоционально-положительная обстановка в группе (эмоционально-положительный тон общения и эмоционально-положительная насыщенность предметной среды);
- проведение цикла театрализованных занятий;
- включение детей в практическую театрализованную деятельность, в процессе которой идёт закрепление и осознание полученной на занятии информации.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности;
4) Провести диагностику творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать тематический план занятий по развитию творческих способностей дошкольников в театральной деятельности.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы;
– педагогический эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей дошкольников в театральной деятельности
1.1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях возникают вопросы социально-экономической жизни общества, решить которые способны лишь творчески одарённые люди. Поэтому не вызывает сомнений значимость детального изучения проблемы творчества. Г.С. Альтшуллер особо выделяет его глубокую социальную сущность. Следовательно, в настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете ФГОС. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве [1].
Понятие «творчество» всегда привлекало к себе внимание многих исследователей (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.В. Гавриш, Т.Г. Евсеева, И.Т. Фролов, М.Г. Ярошевский). Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
И.Т. Фролов определяет творчество как процесс деятельности человека, который создают качественно новые материальные и духовные ценности. В творческом процессе участвуют все духовные силы индивида, в частности воображение и навыки, которые приобретены в процессе обучения и практической деятельности, нужные для реализации творческого плана [22].
В Новой философской энциклопедии Института философии Российской академии наук под творчеством понимается иерархически структурированное объединение способностей, присущих человеку, которые устанавливают степень и функции мышления, нацеленных на адаптацию к меняющимся и незнакомым условиям в сенсомоторной, визуальной, операциональной и логико-теоретической формах [20].
Б.Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [2].
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков трактуют творчество как деятельность, итогом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, человеческую деятельность, в которой появляются новые результаты [5].
В педагогической науке творчество определяется как деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Н.В. Гавриш видит значение творчества ребенка в создании нового для него, что и определяет значение творчества для формирования личности [9].
Как указывает Т.Г. Евсеева, творчество – форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости [12].
Е.П. Ильин отмечает, что главным условием становления творческих способностей является самостоятельно возникшая у ребенка инициатива к творению. Но незаурядные творческие способности возможно развить в условиях проведения систематической педагогической работы [13].
В.И. Андреев трактует творчество как один из видов человеческой деятельности, для которого характерны: наличие противоречия, проблемной ситуации либо творческой задачи; социальная и личностная роль и прогрессивность; наличие объективных предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса либо результатов [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с. – Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с. - ISBN 978-5-49807-869-4 - Текст : непосредственный.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с. - ISBN 5-7464-0029-7 - Текст : непосредственный.
4. Артемова, Л/ В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 125 с. -ISBN 5-09-001627-5 - Текст : непосредственный.
5. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. - ISBN 978-5-17-055693-9 - Текст : непосредственный.
6. Борзова А.А. Развитие творческих способностей у детей / А.А. Борзов, В.А. Борзова. – Самара, 1994. – 175 с. - ISBN 5-7350-0048-9 - Текст : непосредственный.
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 286 с. - Текст : непосредственный.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. - ISBN 5-09-003428-1 - Текст : непосредственный.
9. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 62-67. - Текст : непосредственный.
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: «Академия», 2005.– 320 с. - ISBN 978-5-4468-3454-9 - Текст : непосредственный.
11. Гут Р. О творчестве в науке и технике / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130–139. - Текст : непосредственный.
12. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: автореф. дис. канд. философ. наук / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – 9 с. - Текст : непосредственный.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с. - ISBN 978-5-49807-239-5 - Текст : непосредственный.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414с. -ISBN 5-7695-0188-X - Текст : непосредственный.
15. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с. - ISBN 5-87441-006-6 - Текст : непосредственный.
16. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 73-80- Текст : непосредственный.
17. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – 64 с. - Текст : непосредственный.
18. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовательной и профессиональной деятельности: материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004.– С. 214- 223. - Текст : непосредственный.
19. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре - Кишинев : Лумина, 1985. - 151 с. - Текст : непосредственный.
20. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001.- – 605 с. - ISBN 5-244-00961-3 - Текст : непосредственный.
21. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19. - Текст : непосредственный.
22. Философский словарь / [Абрамов А. И. и др.]; Под ред. И. Т. Фролова. - 7. изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с. - ISBN 5-250-02742-3 - Текст : непосредственный.
23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 334с. - Текст : непосредственный.
24. Фурмина Л.С. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / отв. ред. Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 223 с. - Текст : непосредственный.
25. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. – М.: Искусство, 1988. – 176 с. - ISBN 5-02-012696-9 - Текст : непосредственный.