Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования содержится в том, что вопрос исследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития становится наиболее значительным потому, что число детей с проблемами в эмоциональной сфере постоянно увеличивается. Данное увеличение связано как с биологическими, так и с социальными проблемами, которые порождают эмоциональную дезадаптацию у дошкольников с задержкой психического развития.
Исследование причин, которые воздействуют на формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, обусловливаются повышенной степенью риска в отношении к формированию у дошкольников с пониженной эмоциональной сферой девиантного поведения. У дошкольников с задержкой психического развития отмечается понижение эмоциональной сферы, что может привести к проблемам в познавательной, трудовой, игровой и образовательной деятельности.
Эмоциональная сфера детей 6-7 лет с задержкой психического развития настоящее время порождает справедливый интерес ученых [2], [15], [30], потому, что правильно обращаться не только к умственным способностям, как к показателю нормального или же проблемного развития, но и к личности и эмоциональным характеристикам развития дошкольника. Тем не менее, как представляет теория и практика, оказание поддержки этим дошкольникам в формировании их эмоциональной сферы, располагают ресурсами довольно большие и не всегда обнаруженные ресурсы.
В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие педагоги и психологи такие, как Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др. рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арттерапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы [16].
Следовательно, проблема развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием арттерапии в коррекционно-педагогической работе является в настоящее время актуальной и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью условий использования арттерапии.
Противоречие исследования, определила проблему: каковы использования арттерапии для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Цель исследования теоретическое обоснование использования артпедагогики для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – использование артпедагогики в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Описать развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. Изучить клинико-психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4. Охарактеризовать понятие «артпедагогики» в психолого-педагогических исследованиях;
5. Проанализировать современные психолого-педагогические исследования развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна: определены методы и формы использования артпедагогики в коррекционной работе по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ).
Структура работы состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.
1 Глава Актуальные проблемы изучения эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
В период дошкольного детства, эмоциональная сфера ребенка усложняется, обогащается, изменяется содержание эмоций. «В содержании изменяется то, что одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание» [40].
Развитие, сложность и дифференциация предметного содержания эмоциональных переживаний ребенка связаны с все более усложняющейся системой социальных отношений ребенка, развитием его потребностей, мотивов поведения, ценностей.
Взаимосвязь показателей социального, интеллектуального и эмоционального хорошо проиллюстрированы в учении М. И. Лисиной. Она выделила четыре формы общения ребенка с взрослым, где каждая форма общения отражает основные потребности ребенка, а их удовлетворение в совместной деятельности с взрослым, служит источником развития эмоциональной сферы дошкольника. Так на старший дошкольный возраст, приходится четвертая форма общения, которая называется внеситуативно – личностная [20]. В центре внимания ребенка мир людей, их взаимоотношения, чувства, эмоции. Основное средство познания личности других людей для дошкольника выступает эмоциональное сопереживание. В ходе многообразного взаимодействия и общения у ребенка этого возраста формируются первые высшие чувства дружбы, любви, уважения к людям, сочувствие, сострадание. Возрастает интенсивность и глубина переживаний, появляются первые внеситуативные чувства, рождается внутренний мир личности/
Исследования Е. М. Листик также доказали, что наличие эмоционального контакта с мамой или обоими родителями является важным для дошкольников в развитии у них дифференциации собственных эмоциональных состояний [4].
О. А. Орехова отмечает, что в дошкольном возрасте происходит дифференциация позитивных и негативных эмоций, снижается их амбивалентность и инверсия. Обогащение жизненного опыта ребенка через включение его в разные виды деятельности и общение способствует появлению различных видов эмоциональных переживаний: эстетических, нравственных, социальных, интеллектуальных, творческих [28].
А. В. Запорожец выявил, что у старших дошкольников теряет свое значение «эмоциональная синтония (эмоциональное «заражение»), и появляется новая способность - ставить себя в положение другого человека. Теперь состояние другого человека может задеть ребенка в том случае, если он знаком с причинами этого состояния. Эту новую способность А. В. Запорожец назвал – децентрация: «формируется у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать другие радости и печали, как свои собственные, приводит фигурально выражаясь, к аффективной децентрации, которой как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной» [11]. В связи с этим новообразованием появляются сложные социальные переживания – сопереживание, сочувствие, содействие др. человеку, которые необходимы для взаимодействия и общения. В отечественной психологии следующие определения этих переживаний:
Сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств, другого человека.
Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Данный комплекс составляет формы эмпатийных переживаний, что позволяет говорить о том, что эмпатия возникает в результате социализации личности. Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека [15].
Так, подводя итог рассмотрения возрастных особенностей в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников, можно отметить, что старший дошкольный возраст является сензитивным для её развития. В этом возрасте формируется много эмоциональных новообразований, такие как: эмоциональная децентрация; механизм эмоционального предвосхищения; формируются первые высшие чувства дружбы, любви, уважение к людям, сопереживание, сочувствие, содействие; дифференцируются позитивные и негативные эмоции; появляется способность распознавать эмоциональные состояния других; становится доступным эмоциональная коррекция поведения; оформляется язык эмоций.
1.2 Клиника психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Задержка психического развития – этиология преходящего отставания созревания психики в общем или некоторых ее функций, замедление темпа осуществления возможных потенциалов организма, которые часто открываются при зачислении в школу и формулируется в нехватке общего резерва знаний, незрелости мышления, односторонности представлений, малой умственной целеустремленностью, доминировании игровых увлечений, быстрой пресыщаемой в умственной деятельности [10, с. 12].
Причины появления задержки психического развития возможно поделить на две значительные группы:
- основания биологического характера;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской – М.: Логос, 2012. – 125 с.
2. Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2013. – №1 –С. 18–24.
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав– М.: Академия, 2014. – 144 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.:АСТ, 2014. – 672 с.
5. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. – М.: Логос, 2014 – 450 с.
6. Грановская, P. M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская .– СПб.: Изд–во ЛГУ, 2012. – 279 с.
7. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. – М.: Айрис–пресс, 2013. – 160 с.
8. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: АСТ, 2011 – 208 с.
9. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 2011.–357с.
10. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 157 с.
11. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2–х т. т.I. Психологическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М.: Логос, 2010.–357с.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец – М.: ЮНИС, 2013 – 178 с.
13. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : Хрестоматия / О.В. Защиринская–СПб.: Речь, 2014 – 168 с.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. –СПб.: Питер, 2012 – 324 с.
15. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2014 – 288 с.
16. Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е. Н. Леьедева. – М.: Классикс Стиль, 2004.
17. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития / А. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013 – 176 с.
18. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5–7 лет / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2011 – 160 с.
19. Линдсли, Д. Б. Эмоции / Д. Б. Линдсли. – М.: Инлит, 2013 – 128с.
20. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009. — 320 с.
21. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М.: Логос, 2014. – 256 с.
22. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007
23. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова. – М.: Академия, 2001.
24. Милнер, П. Физиологическая психология / П. Милнер. – М.: Мир, 2010 – 246 с.
25. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. Ин-тов /В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера. – М.: Логос, 2012.–236с.
26. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина – М.: Владос, 2013 – 128 с.
27. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2012 – 464 с.
28. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография / О. А. Орехова. — М. : Сфера, 2008. — 176 с
29. Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями / Л. Пролкс // Практическая психология и психоанализ.- 2007. № 4.
30. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014 – №2. – С. 66–69.
31. Попова, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011 — №1. — С. 221–224.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2012 – 720 с.
33. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С. Г. Рыбакова. - СПб.: Речь, 2007.
34. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии / А. В. Сизова // Коррекционная педагогика.- 2005. №3.
35. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения /Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014 – 240 с.
36. Ульенкова, У. В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо - коррекционных групп в дошкольном учреждении / У. В. Ульенкова, Е. Н. Васильева // Дефектология, 2001.- №5.
37. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011.– С. 45–58.
38. Харламов, И. Ф. Педагогика: Курс лекций / И. Ф. Харламов. – М.: Логос, 2012.–384с.
39. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Апрель Пресс, 2012 – 176с.
40. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядешко, В. А. Сахина. –М.: Логос, 2010.–С. 215–234.