Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов ДОО становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности [29]. Одним из таких средств, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.
Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального [29]. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения», поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.
Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник, А.Ф. Бурухина и др. По утверждению исследователей мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки [7]. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: мультфильмы как средство нравственного воспитания детей 6-7 лет.
Цель исследования: изучить особенности влияния мультфильмов на развитие нравственных отношений детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «нравственные отношения» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в программах ДОО;
3. Определить воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику уровня нравственного развития детей 6-7 лет;
5. Предложить программу развития нравственных отношений у детей 6-7 лет через просмотр мультфильмов.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в практической деятельности воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование нравственных отношений как психолого-педагогическая проблема
Для того чтобы разобраться в сущности термина «нравственные понятия» необходимо обратиться к его составляющим: «нравственность» и «понятие».
Мораль является важной формой социального сознания и общественным институтом, регулирующим формы поведения людей в различных областях. Мораль – это система правил, норм и принципов, определяющих поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и его институтам [26]. Об уровне нравственности человека можно судить по тому, как им принята и освоена мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими принципами и нормами морали. Таким образом, нравственность – это характеристика личности, которая объединяет в себе следующие свойства и качеств, регулирующие индивидуальное поведение человека: честность, порядочность, доброта, справедливость, дисциплинированность, правдивость, трудолюбие, коллективизм [26].
По вопросу соотношения морали и нравственности не существует единого мнения. Нравственность часто трактуют как синоним морали. Но еще со времен Гегеля мораль (нем. Moralitat, англ. moral, morality) принято отличать от нравственности (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Исходя из разделения этих понятий, нравственность является внутренней индивидуальной установкой человека, в то время, как мораль считается только внешним требованием к поведению индивида (наряду с законом). Мораль и нравственность изучает специальная философская дисциплина – этика [5].
Этика – (от др.-греч. – «этос») философское исследование нравственности и морали. Первоначальный смысл слова «этос» – совместное жилище; те правила, которые породило совместное общежитие; нормы, сплачивающие общество, преодоление агрессивности и индивидуализма. В процессе развития общества к этому смыслу добавлялось изучение дружбы, совести, сострадания, самопожертвования, смысла жизни и т.д.
Также термин этика может употребляться для определения некой системы нравственных и моральных норм конкретной социальной группы.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Категории этики ― это основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали. Они являются не только теоретическими конструкциями, но и тем, что образует формальный аппарат теории, и в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
Нравственные категории ― это понятия морали, имеющие всеобщий характер, которые охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими. Сюда относятся такие категории, как долг и честь, добро и справедливость, достоинство и счастье и др. [26].
Исходя из представленных определений, становится ясно, что в научной литературе такие термины, как «нравственные категории», «нравственные понятия» и «категория этики» во многом тождественны, и включают в себя ряд понятий: добро, зло, долг, честь, совесть, счастье, любовь, милосердие, свобода и др.
Они представляют собой понятия не только морали, но и науки этики (ее теории), как в большей степени общие, традиционно сложившиеся и исторически проверенные. Благодаря им в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики. С их помощью моральные явления выделяются из всей совокупности реалий социальной жизни [26].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега — Ленинград, 2014. - 134 с. – Текст: непосредственный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки. Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. – 48 с. – Текст: непосредственный.
3. Акулова, О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева; под ред. С. Д. Ермолаева. – Санкт-Петербург, 2016. – 344 c. – Текст: непосредственный.
4. Бгуашева, З. К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст : электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 03.02.2022).
5. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва : Сов. Энциклопедия. – 1991. – 863 с. – Текст: непосредственный.
6. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под ред А. А. Реана. – Санкт - Петербург: ЗАО издательский дом «Питер», 2018. – 320 c. – Текст: непосредственный.
7. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с. – Текст: непосредственный.
8. Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой. —5-е изд, (инновационное), испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст: непосредственный.
9. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога / Головин. С. Ю. – Минск: Харвест, 2012. – 799 с. – Текст: непосредственный.
10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – Москва: Русский язык. – 1980. – 693с. – Текст: непосредственный.
11. Долженко, А. А. Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст : электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
12. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – Москва: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. - 996 c. – Текст: непосредственный.
13. Казакова Р. Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич. – Москва: Сфера, 2013. – 128 с. – Текст: непосредственный.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва, 2015. – 431 с. – Текст: непосредственный.
15. Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников / М. В. Корепанова, О. В. Куниченко. – Москва, 2013. – 31 с. – Текст: непосредственный.
16. Куниченко, О. В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. В. Куниченко. – Волгоград: Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. – 207 с. – Текст: непосредственный.
17. Лалетина, А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А. Ф. Лалетина, 2010 – 87 с. – Текст: непосредственный.
18. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности / И. С. Марьенко. – Москва: Педагогика, 1985. – 104 с. – Текст: непосредственный.
19. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. – Москва: Христианская жизнь, 2006. – 94 с. – Текст: непосредственный.
20. Мусс, Г. Н. Проблемы преемственности в нравственном воспитании между детским садом и начальной школой / Г. Н. Мусс, 2012. – 65 с. – Текст: непосредственный.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология. феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 272 c. – Текст: непосредственный.
22. Набока, О.В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников / О.В. Набока. – Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – №10. – С.112-118.
23. Немирич, А. А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А. А. Немирич, 2011. - 38 с. – Текст: непосредственный.
24. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др. – Москва: Просвещение, 1984. – 272 с. – Текст: непосредственный.
25. Парамонова, Л. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Парамонова, Л. А; под ред. Т. В. Цветкова. – 5-е изд. Перераб. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный.
26. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект. – 2010. – 432 с. – Текст: непосредственный.
27. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – Москва: Римис, 2008. – 448 с. – Текст: непосредственный.
28. Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - Москва: Юрайт, 2013. – 777 c. – Текст: непосредственный.
29. Потаповская, О. М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст : электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 03.02.2022).
30. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2013. – 496 c. – Текст: непосредственный.