Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в школе. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретную задачу научить школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила пунктуации при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.
Одним из безусловных достижений педагогической науки является абсолютное признание утверждения, в соответствии с которым наилучшие условия для обучения грамотности создаются только тогда, когда вначале это действие формируется как полностью осознаваемое. Данное положение было обосновано психологами Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленским, С.А. Жуйковым, а также учёными-методистами А.М. Пешковским, С.Н. Рождественским и другими.
Объект работы - обучение школьников письму на уроках русского языка.
Предмет работы - условия формирования грамматически правильного письма у школьников на уроках русского языка.
Цель работы – рассмотреть принципы формирования грамматически правильного письма у школьников.
Задачи работы:
- рассмотреть письмо как вид речевой деятельности;
- рассмотреть грамматический навык и формирование навыка письма у обучающихся на начальном этапе;
- рассмотреть методы и приемы развития грамматического навыка письма;
- рассмотреть задания и упражнения на развитие грамматически правильного письма в школе.
Методологию работы составили теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике в школе
1. 1. Письмо, как вид речевой деятельности
На современном этапе общественно-исторического развития письменная речь является достаточно самостоятельным видом речевой деятельности, однако тот факт, что возникла и развивалась она как специфическая форма отражения содержания устной речи, сказывается на ее описании: отличительные особенности письменной речи характеризуются в сравнении с устной речью.
Характерной чертой письменной речи как средства коммуникации считается ее внутренний и исключительно контекстовый характер. Заключительное означает, что транслируемый текст включает абсолютную информацию, которая нужна для чтения (либо слушания) с последующим полным осознанием текста. Для обучающихся, лучше обладающих диалогической, ситуативной формой устно-речевой коммуникации, данное обстоятельство формирует определенные проблемы.
«Результатом письма и объектом рецепции при чтении является письменный текст, по отношению к которому в современных психолингвистических исследованиях широко используется термин дискурс, рассматриваемый как связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами» . Очевидно, что дискурс является более универсальным понятием, чем текст, т.к. подразумевает не только результат письменно-речевой деятельности, но и сам процесс.
Основные характеристики письменной речи как вида речевой деятельности описаны в трудах представителей различных научных областей. Психологами и психолингвистами И. А. Зимней, А.Р.Лурией, Л. С. Цветковой к числу таких характеристик отнесены следующие:
1) письмо представляет собой осознанный и произвольный процесс;
2) письмо контекстно; пишущий осуществляет эту деятельность произвольно, сам активизирует и контролирует ее, самостоятельно создает письменный текст;
3) письменная речь избыточна; она не имеет дополнительных (невербальных) средств, которые сделали бы ее лаконичной, экономичной. Для достижения точности используется метод «перебора» языковых средств;
4) письмо требует интеллектуальных операций абстрагирования, глубокого осмысления;
5) внешней формой письменной речи является предметно-практическая деятельность — письмо;
6) мотивы письменной речи имеют интеллектуальный характер.
Письменная речь значительно медленнее устной и находится в иных, чем устная речь отношениях с внутренней. В случае если внешняя речь в собственном формировании опережает внутреннюю, то письменная речь следует за внутренней речью и подразумевает ее реализацию. Переход от внутренней, предельно сжатой речи (речи для себя) к предельно детальной письменной речи - непростой процесс превращения предикативной и идиоматической речи в синтаксически разделенную и ясную другим речь.
1. 2. Грамматический навык и формирование навыка письма у обучающихся на начальном этапе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителей на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование грамматических понятий считается не только одной из проблем на уроках русского языка в начальной школе или считается основным вопросом в науке о грамматическом строе языка, но и представляет значимый раздел общей теории языка.
Определение понятия в науке рассматривается и как необходимая ступень познавательного процесса. Если не найден определяющий признак, знание остается раздробленным, расплывчатым. Определение раскрывает содержание понятия, объединяет знания вокруг существенного признака, упорядочивает их, сводит в систему. Таким образом, ценность логических определений заключается в том, что они дают возможность совместить ряд сведений о явлениях того или иного рода в одной формуле, приводя в систему то, что учащиеся младших классов узнали об этих явлениях. Умение самостоятельно дифференцировать формулировку определения после предварительной аналитической работы показывает, что учащиеся поняли определение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вавилова, Л.Н. Интерактивное обучение / Л. Н Вавилова, Т.С. Панина // Образование и наука. – Екатеринбург: РГППУ, 2017. – Вып.6. – С. 32-40.
2. Долгова, О.И. За 5 в школу! Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков у учащихся / О.И. Долгова. – М.: Секачев, 2018. – 547 с.
3. Каменская, С.В. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов / С.В. Каменская, Е.В. Корепанова // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 135.
4. Комарова, И.В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения / И.В. Комарова // Вестник ОГУ. – Оренбург: ОГУ, 2017. – С. 90-95.
5. Корепанова, Е.В. Непрерывность и преемственность в общепедагогической подготовке учителя / Е.В. Корепанова, О.А. Бусуек // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 132.
6. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: учебник / Н. В. Кузнецова. – 3-е изд. – Москва: ИНФРА, 2019. – 368 с.
7. Матвеева, И. А. Формирование грамматических понятий младшего школьника / И. А. Матвеева. - М., 2018. - С. 101-103.
8. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева; под ред. Е. И. Литневской. – Москва: Академический проект, 2016. – 590 с.
9. Методика обучения русскому языку и литературному чтению:Учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016. – 468 с.
10. Мусаелян, И.Ф. Формирование лексико-грамматической составляющей языковой компетенции / И.Ф. Мусаелян // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2019. – №3. - Том 2. – С. 139-142.
11. Петрова, Н.Э. Работа над лексико-грамматическими навыками при обучении русскому языку / Н. Э. Петрова // Региональный вестник. – 2019. – № 19 (34). – С. 32-34.
12. Пианицына, О. А. Методика формирования грамматического понятия «имя прилагательное» в начальной школе / О. А. Пианицына. – Омск, 2019. - С. 151-153.
13. Семенченко, Н. С. Формирование грамматических понятий обучающихся на ступени начального общего образования / Н. С. Семенченко, Е. М. Потапова // Прогрессивные научные исследования - основа современной инновационной системы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 215-217.
14. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И. Ушакова // Русский язык в школе. –2018. –№4.– С. 15–22.