Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена высоким вниманием государственной образовательной политики к экспериментальной деятельности обучающихся на всех уровнях образования, в том числе, и дошкольном. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативности детей через исследовательскую деятельность [15]. Так же, среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается, что ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности, в том числе и в познавательно-исследовательской. Проблему данного исследования мы представляем в возможности активизации развития исследовательских умений у детей шестого года жизни с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
Таким образом, целью настоящего исследования является теоретическое и практическое изучение опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования исследовательских умений у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является опытно-экспериментальная деятельность.
Предметом исследования является опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских умений у детей шестого года жизни.
В качестве гипотезы исследования выступает мнение о том, что если совместно с детьми шестого года жизни организовать опытно-экспериментальную деятельность, то у детей возможна активизация развития исследовательских умений.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) описать опытно-экспериментальную деятельность как средство развития исследовательских умений у детей шестого года жизни;
2) проанализировать опытно-экспериментальную деятельность в дошкольном образовательном учреждении;
3) создать сборник опытов и экспериментов для детей шести лет;
4) составить рекомендации для родителей по реализации опытно-экспериментальной деятельности с детьми шести лет;
5) предложить методические рекомендации по использованию сборника для педагогов.
2. Теоретическая часть
2.1. Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития исследовательских умений у детей шестого года жизни
Согласно возрастной периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, дети шестого года жизни относятся к старшему школьному возрасту [18, с. 204]. В период старшего дошкольного возраста важно уделять внимание развитию тех умений, которые необходимы при обучении в школе. Период дошкольного возраста довольно сенситивен к познанию окружающего мира. Вслед за Д.Б. Элькониным, познавательную активность ребенка дошкольника, мы будем определять как активность, проявляемую ребенком в процессе изучения чего-то нового. Познавательная активность у ребенка проявляется как заинтересованность в новой информации, в появлении желания получить как можно больше знаний об объекте, стремление к углублению представлений о том, что уже знакомо ребенку. Активный процесс познания виден в стремлении ребенка самостоятельно найти ответ на интересный вопрос, проявить элементы новшества. Активно познающий мир ребенок умеет усваивать определенный метод познания и применять его в других ситуациях. Несомненно, важными умениями для ребенка являются исследовательские умения – они необходимы при изучении всех школьных дисциплин.
П.В. Середенко определяет исследовательское умение и навык как наличие у ребенка возможности и реализация данной возможности при выполнении набора операций, направленного на осуществление интеллектуальных и эмпирических действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию [13, с. 120].
К.П. Кортнева и Н.Н. Шушарина представляют классификацию исследовательских умений [4, с. 17]:
1) умение рассматривать проблему в целостности;
2) умение корректной постановки исследовательской задачи;
3) умение проводить оценку методов решения поставленных задач;
4) умение составлять план своей исследовательской деятельности;
5) умение находить наилучшее решение для исследовательских задач;
6) умение доводить до реализации ту исследовательскую методику, на которой останавливается выбор ребенка;
7) умение проводить рефлексию результатов, достигнутых с помощью выбранной исследовательской методики.
Кроме того, авторы выделяют три структурных компонента исследовательского умения [4, с. 18]:
1) мотивационный компонент. Данный компонент формируется вследствие влияния на ребенка цели деятельности. Именно цель побуждает к действию, создает мотив действия;
2) содержательный компонент. Содержание исследовательского умения – это система знаний в целом о том, что делает ребенок;
3) операционный компонент. Операционный компонент представляет собой совокупность уже имеющихся у ребенка умений и навыков, которые он активно применяет в своей деятельности.
Изучение сформированности исследовательских умений у старших дошкольников проведено И.И. Левашовой и В.Р. Капраловой. Авторы подчеркивают эффективность развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности [6, с. 340].
Согласно определению Л.В. Рыжовой, опытно-экспериментальная деятельность – это практический вид деятельности, который нацелен на нахождение решения задачи, высказывание предположения, обоснование высказанных гипотез на практике и рефлексию своей деятельности [12, с. 39]. Те знания, что ребенок добыл собственным трудом, запоминаются им прочнее и на более долгое время. Проводя занимательные эксперименты, дошкольники стремятся удовлетворить уникальную, заложенную природой любознательность посредством познавательной активности. Сейчас детское экспериментирование как вид деятельности отражен во всех современных дошкольных образовательных программах.
Фрагмент для ознакомления
3
6. Список литературы
1) Жирнова Е.И. Опыт как метод познания природы и обучения // Современные тенденции в образовании и науке. – Тамбов.: Юком. – 2020. – С. 54-56. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22657956
2) Керимова С.Ф. Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста // Обучение и воспитание в период детства. – Оренбург.: Оренбургский государственный университет. – 2021. – С.49-51. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45637104
3) Кольцова Е.В. Экспериментальная деятельность в детском саду // Молодежные идеи России – 2022. – Энгельс.: Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций. – 2022. – С. 47-50. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47934070
4) Кортнев К.П., Шушарина К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума // Современные методы физикоматематических наук. – Орел: ОГУ. – Т. 3. – 2018. – С. 17-19.
5) Куприяшкин А.Г. Основы моделирования систем. – Норильск.: НИИ. – 2019. – 135 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.anylogic.ru/upload/pdf/osnovi_modelirovania_sistem.pdf
6) Левашова И.И., Капралова В.Р. Исследование уровня сформированности познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция нижневартовского государственного университета. – Нижневартовск.: Нижневартовский государственный университет. – 2020. – С. 340-344. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26791581
7) Нуруллина Г.Р. Картотека опытов и эксериментов для детей. Опыты с водой. – 2022. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://deti-club.ru/kartoteka-opytov-eksperimentov-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-opyty-s-vodoj
8) Ондар Р.А. Инструкция по технике безопасности при проведении опытов с детьми // Образовательная социальная сеть. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/02/12/instruktsiya-po-tehnike-bezopasnosti-pri-provedenii
9) Пачина А.В. Экспериментирование в ДОУ // Вестник научных конференций. – 2020. – №11. – С. 71-73. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44556676
10) Постановление от 15 мая 2013 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». – [Электронный ресурс] / Режим работы: https://docs.cntd.ru/document/499023522
11) Простые опыты с водой для детей 4, 5, 6 лет домашних условиях. – 2022. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://jili-blog.ru/prostye-opyty-s-vodoj-dlya-detej-v-domashnix-usloviyax.html
12) Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: Детство-пресс. – 2018. – 210 с.
13) Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. – 2020. – 208 с.
14) Степин В.С. Эксперимент // Гуманитарный портал. – 2022. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/6998
15) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B01.pdf
16) Филаткина С.В. Метод экспериментирования как форма исследовательской деятельности в ДОУ // Проблемы теории и практики современной науки. – Нефтекамск.: Мир науки. – 2019. – С. 77-81. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39203216
17) Шинкарева Н.А., Андреева А.И. Эффективность методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10. – №2. – С. 210-213. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46281506
18) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия. – 2019. – 407 с.