Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие ребенка представляет собой основу формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы развития творческих способностей. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав эмоциональный протест против зла и лжи, умения ценить прекрасное в природе и людях. В этом процессе велико воздействие творческих способностей. Оно способно возбуждать и испытывать глубокие творческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства развития творческих способностей, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Развитие творческих способностей представляет целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни. В понятие развития творческих способностей входит привитие творческого отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Развитие творческих способностей является частью всестороннего воспитания учащихся. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Степень изученности темы представлена в трудах таких авторов, как: Ю.А. Афонькина, Д.Ю. Бабушкина, М. Богданов, Р. Грабовский, С.П. Ломов, Л.А. Неменская и других.
Проблема исследования состоит в том, что на сегодня, педагоги по мере сил пытаются формировать творчески развитую личность в каждом ребенке, однако единая методика воспитания творческих способностей личности пока не разработана до конца. Зачастую учащимся не интересны методы развития, предлагаемые в общеобразовательных учреждениях. Таким образом, можно выделить противоречие: между потребностью общества в творчески развитых граждан, стремлением педагогов к организации коллективно-творческих занятий и отсутствием современных методик воспитания данного феномена.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – методика развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства.
Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие творческих способностей;
- выделить основные особенности организации предметно-развивающей среды при обучении изобразительному искусству;
- исследовать методики развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства;
- продемонстрировать практическое применение различных методов развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся и учителей 5-х классов, моделирование.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, что может быть полезно студентам и работникам из отрасли педагогики, психологии.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обусловлена актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста» проанализировано понятие творческих способностей и выделены основные особенности организации предметно-развивающей среды при обучении изобразительному искусству. Во второй главе «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства» на теоретическом уровне исследованы методики развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства и продемонстрировано практическое применение различных методов развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства. В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы. В приложении представлены методики для исследования творческих способностей школьников, дидактический материал к предложенным занятиям.
Список литературы включает 15 наименований.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста
1.1 Понятие творческих способностей
Для определения основных понятий мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Согласно Н.В. Бордовской, предметом развития творческих способностей является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась [4, с.27]. Таким образом, развитие творческих способностей представляет процесс формирования определенного творческого отношения человека к действительности. В процессе развития творческих способностей вырабатывается ориентация личности в мире творческих ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в творческом воспитании формируется и развивается способность человека к творческому восприятию и переживанию, его творческий вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию творческих ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
К.А. Година выделяет следующие структурные критерии развития творческих способностей:
1. Творческое восприятие выступает целостным процессом переживания личности творческих объектов, его свойств и качеств. В основе этого восприятия лежит естественная эмоциональная реакция личности, в результате чего происходит формирование творческого чувства.
2. Творческое сознание является одной из форм общественного сознания, отражающей эмоционально-чувственное и интеллектуальное отношение личности к окружающей действительности, искусству, ее стремление к совершенству и гармонии. В структуру творческого сознания входят: мотивационно-потребностный компонент, творческое восприятие, творческий вкус, интерес, чувства, творческий идеал и творческие (творческие) способности.
3. Творческий вкус – это способность личности по степени чувства удовольствия – неудовольствия / нравится – не нравится дифференцированно воспринимать и оценивать различные творческие объекты, а также отличать безобразное от прекрасного в искусстве и действительности, обнаруживать в явлениях действительности черты комического и трагического (развитое чувство юмора).
4. Творческие чувства – это высшие чувства, которые может испытывать личность, и вызываются безобразием и красотой воспринимаемых объектов – явления природы, произведения искусства, люди, а также их действия и поступки. В основе творческих чувств лежит свойственная личности, особая потребность – потребность в творческом переживании.
5. Творческая потребность представляет заинтересованность личности в творческих ценностях, исходный момент создания и освоения творческого человеком в разных формах деятельности, и прежде всего, в художественной деятельности и искусстве, где творческое начало выражается в наиболее концентрированном виде. Творческая потребность относится к разряду духовных потребностей, хотя генезис ее восходит к материальной сфере жизнедеятельности.
6. Творческая оценка предполагает способ установления творческой ценности личностью какого-либо объекта, осознаваемый результат творческого восприятия, который обычно фиксируется в суждениях типа «Это уродливо!», «Это красиво!». Творческая оценка является заключительным звеном, итогом творческого восприятия.
7. Творческая деятельность – это работа личности в ее общечеловеческой значимости. Деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих способностях шедевры на все времена [5].
Основные методы развития творческих способностей можно объединить в следующие группы, направленные [1, с.47-48]:
- на формирование творческой восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, творческих чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнивание или сопоставление их;
- на формирование элементов творческого сознания учащихся (объем представлений и знаний, творческие суждения и оценки). Это могут быть, различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы;
- на приобщение учащихся к творческой и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, изобразительной деятельности, художественного слова. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель, всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.
- на развитие творческих и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий учащихся. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает учащимся самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
Задачи развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста, по мнению С.П. Ломова определяется возрастными возможностями учащихся. Их можно объединить в четыре группы, направленные [10, с.64]:
- на развитие творческой восприимчивости, творческого запаса образов, формирование творческих эмоций, чувств, отношений, интересов;
- на формирование элементарного творческого сознания;
- на освоение творческой деятельности;
- на развитие творческих и художественно-творческих способностей.
К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие творческого восприимчивости, творческого запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование творческих чувств, потребностей, вкусов и отношений.
Вторая группа задач включает формирование элементов творческого сознания учащихся (объем представлений и знаний, творческие суждения и оценки). Для этого учащихся знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов — форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), творческие (красивое, некрасивое, смешное, героическое).
Решение третьей группы задач поможет приобщить учащихся к активной творческой и художественной деятельности [6, с.84]:
- развить творческое и художественное восприятие;
- формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности;
- воспитать у учащихся творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми.
К четвертой группе задач относится развитие у каждого учащегося общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т.д.
Решение задач развития творческих способностей тесно связано с формированием у учащихся таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать. Эти задачи развития творческих способностей учащихся взаимно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика развития творческих способностей учащихся [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей учащихся среднего школьного возраста – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Развитие творческих способностей тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.