Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью возникновения государства было сочетание интересов различных структур общества и отдельных личностей, а также погашение конфликтов, возникающих на почве различных интересов. Тем не менее, государство формируется из представителей общества, имеющих свои собственные интересы, и это нередко приводит к такому явлению как «конфликт интересов» внутри самой государственной структуры, государственной службы.
Стоит отметить, что различные интересы внутри государства могут быть обусловлены как «противоправными» обстоятельствами, такими как корысть, непотизм, так и «условно-правовыми» обстоятельствами, например, различными подходами к разрешению тех или иных внешних факторов. В настоящее время это наиболее наглядно видно на примере «государственников» и «либералов», представленных в обществе и в государственных структурах. Естественно, наибольшую опасность представляет именно первая разновидность таких конфликтов интересов.
Проблематика данных видов конфликта интересов достаточно серьезна, так как при своей неразрешимости конфликт может привести к нарушению механизма деятельности государственных органов, что, в свою очередь, ведет к подрыву авторитета всей государственной власти.
Кроме того, неразрешенный конфликт интересов на государственной гражданской службе затрагивает и интересы общества в целом и отдельных лиц, так как приводит к ситуациям, при которых страдают законные интересы других граждан, а другие граждане при этом получают больше прав незаконным путем. Особое значение также имеет круг лиц, которые попадают в область личной заинтересованности государственных служащих.
Все это приводит к необходимости исследования причин возникновения конфликта интересов, условий, способствующих их возникновению.
Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования конфликта интересов государственных служащих.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие конфликта интересов на государственной службе ;
- выявить ответственность сторон конфликта интересов;
- обозначить механизм предотвращения конфликта интересов;
- рассмотреть механизм предотвращения конфликта интересов.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии конфликта интересов государственных служащих.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы предотвращения конфликта интересов государственных служащих.
Методологические основы работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основной части (две главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Понятие конфликта интересов на государственной службе
Как и многие другие понятия, понятие «конфликт интересов» сформировалось не в области отношений государственной службы, а в сфере предпринимательской деятельности, что вполне объяснимо конкурентностью отношений участников такой деятельности, обуславливающей неизбежность конфликта интересов этих участников.
Применительно вопросов государственной службы, это понятие стало использоваться при определении основных принципов госслужбы, и поэтому изначально данное понятие появилось в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» .
Как и другие явления, связанные с проблемами государственной службы, конфликт интересов присущ не только реалиям Российской Федерации, он довольно распространен и в зарубежной практике, что привело к необходимости регулирования на международном уровне. Так, например, довольно удачными следует признать дополнительные разъяснения, содержащиеся в п. 5 ст. 8 Конвенции ООН против коррупции, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г., в которой конфликт интересов в отношении функций публичного должностного лица рассматривается как одна из составляющих коррупции, или коррупциогенного фактора, что приводит к необходимости повышенного контроля со стороны государства и к внеслужебной деятельности чиновников, их имущественному положению, участия в экономической деятельности.
Российская Федерация, как государство, присоединившееся к данной Конвенции, учла все разъяснения и закрепила понятие «конфликт интересов» с порядком его урегулирования в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , где конфликт интересов связывается с потенциальной угрозой объективного исполнения полномочий (ст.2). Это влечет неблагоприятные последствия для других лиц, а также для самого государства.
В указанном Законе разъясняется, что личная заинтересованность на государственной службе распространяется не только на самого чиновника, но и на его родственников, друзей, которые могут быть «бенефициарами» его злоупотреблений на службе. Нечто похожее можно отметить и в трактовке понятия «конфликт интересов» в негосударственном секторе, в сфере деятельности негосударственных организаций, где «конфликт интересов выражается в разглашении конфиденциальных данных или использовании средств компании в личных целях» .
Если перейти к дословному толкованию понятия «конфликт интересов», то стоит отметить, что основным элементом в этом понятии выступает слово «конфликт», которое несет явную негативную нагрузку, поскольку ассоциируется с противостоянием субъектов, переросшим в стадию противодействия, которое может быть выражено как в банальной ссоре, так и в наиболее опасном военном конфликте. Понятие «интерес» не имеет такой негативной окраски, так как, как было отмечено выше, интерес может быть различным, общественно-одобряемым или общественно-порицаемым. В любом случае, под интересом стоит понимать желаемую цель или направленность деятельности, и эта цель и направленность субъектов, или субъекта и объекта, может не совпадать, что и вдет в конечном счете к конфликту интересов.
Относительно темы настоящего исследования, как представляется, в сфере государственной службы стоит говорить о второй схеме, конфликта интереса субъекта (государственного служащего) и объекта – законодательно закрепленных интересов государственной службы.
Данный вывод не исключает и возможности конфликта интересов субъекта (госслужащего) с интересами другого субъекта (другого госслужащего или иного лица), так как работа любого чиновника неизбежно связана с общением с большим кругом субъектов, как входящих в госструктуры, так и не входящих в них. Иногда при решении определенных задач могут возникнуть различные конфликты или конфликтные ситуации, в которых госслужащий может выступать не только как одна из сторон, но и третьей стороной, то есть тем, кто способствует разрешению какого-либо конфликта.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
4. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 25.08.2021) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. – 19.08.2002. - № 33. – Ст. 3196.
Судебная практика
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. - № 4. - 2009.
6. Решение Михайловского районного суда Алтайского края от 12.02.2020 по делу № 2-31/2020 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.02.2022).
7. Приговор № 1-1237/2020 от 27 июля 2020 г. по делу № 1-1237/2020 Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) // https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.02.2022).
8. Решение № 2-3570/2020 2-3570/2020~М-2867/2020 М-2867/2020 от 28 июля 2020 г. по делу № 2-3570/2020. Центральный районный суд г. Читы (Забайкальский край) // https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2022).
Научная и учебная литература
9. Волков Б.С. Конфликтология. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007. С. 273.
10. Гаухман Л.Д., Журавлев М.П. Законотворческие проблемы Уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовное право. 2015. № 1. С. 40 - 43.
11. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-mdekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
12. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
13. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
14. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
15. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
16. Индекс восприятия коррупции 2021. URL: https://transparencyorg.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2021-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 15.02.2022).
17. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.Ф. Ноздрачева // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.02.2022.
18. Пархоменко Е.В. Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран // Вестник исполнительного производства. 2021. № 1-2. С. 43 - 57.
19. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии // Информационно-аналитический вестник. Вып. 3 / Под ред. д-ра полит. наук А.П. Кошкина. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 38.
20. Селезнева Е.В. Развитие толерантности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2011. С. 64.
21. Старчиков М.Ю. Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.02.2022.
22. Уткин В.А. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и механизм его предотвращения и урегулирования // Безопасность бизнеса. 2018. № 5. С. 11 - 18.
23. Худякова М.А. Конфликт интересов на государственной службе // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 85 - 88.