Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной России отрасль опеки, попечительства и патронажа переживает переходный период. Концепция опеки, попечительства и патронажа, как и общественной защиты населения в общем, применительно к новым политическим и экономическим условиям пребывает в процессе улучшения. Данная система формировалась на базе утверждаемых государством концепций и программ. Экономический упадок не дает возможность воплотить их в полном объеме, в следствии этого преобразования ведутся по этапам в зависимости от их приоритетности для функционирования системы в целом.
Общественная защита как социальный институт современного государства считается показателем общественной убежденности, залогом успешного развития каждого гражданина и сохранения источника средств к существованию при пришествии социального риска. Приведенная выше ситуация призывает искать теоретические, методологические и методические приемы для разработки долговременных ориентиров, целей, задач, форм, способов и инструментов в общественной жизни.
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники интернатного учреждения, в котором все за них решали взрослые, где у детей не было опыта реализации различных задач самостоятельной жизнедеятельности, сталкиваются со многими проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют исследовательскую задачу поиска основных направлений организации процесса формирования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
Метод анализа;
Метод классификации и синтеза;
Метод сравнения и обобщения.
Объектом изучения в данной работе являются дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей в условиях детского дома.
Предметом – процесс воспитания самостоятельности детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
Целью данной курсовой работы является определение направлений улучшения воспитания самостоятельности детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
В связи с поставленной целью основными задачами в работе являются:
- сформировать психолого-педагогическую характеристику детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
- описать основные проблемы детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выделить проблемные аспекты воспитания самостоятельности детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома;
- определить направления улучшения воспитания самостоятельности детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
Практическая значимость заключается в том, что выделенные проблемы воспитания самостоятельности детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и определение направлений улучшения этого процесса могут быть полезны студентам социально-педагогической отрасли для дальнейшего изучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составил 35 страниц.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей
Педагоги и психологи отмечают, что у современной молодежи отсутствует элемент самостоятельности. При этом специалисты обращают внимание на то, что для преодоления негативных тенденций в молодежной среде, необходимо активно привлекать несовершеннолетних к трудовой деятельности. В настоящее время многие несовершеннолетние изъявляют желание трудоустроиться, не только для приобретения финансовой независимости от родителей, а в первую очередь для самореализации и установления социальных контактов в обществе [5].
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют более низкие показатели адаптивности, в отличие от их сверстников. Данное явление напрямую связано с социально-психологическими качествами, отличающими от качеств детей, имеющих привычный образ жизни. У детей сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые в силу обстоятельств, оказались в трудной жизненной ситуации, наблюдается ряд некоторых специфических качеств: они склонны к асоциальным формам поведения, в том числе к агрессии и употреблению психоактивных веществ, имеют низкое самопринятие и принятие других, нуждаются во внешнем контроле, стремятся к независимости, преодолению норм и правил, для них характерен эмоциональный дискомфорт.
Социально-психологические качества мальчиков и девочек, различны. Девочки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, меньше, чем сверстницы, задумываются о последствиях своих поступков, проявляют макиавеллизм, в меньшей степени контролируют свои эмоциональные проявления, более ведомы. Мальчики больше проявляют такие качества, как эмоциональный дискомфорт, эскапизм.
Общие итоги поведения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов.
Дефекты поведения получают у различных детей индивидуальные формы проявления, и, в связи с этим, выделяют различные типы трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей детей в деятельности и общении и т.д.
Исследования показывают, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют специфические социально-психологические качества, которые «делают возможным» попадание в трудную жизненную ситуацию. То есть негативный социальный опыт формирует неадекватное восприятие действительности и делает возможным формирование особой «группы социального риска» [15].
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте не внушает особого оптимизма, но любой специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы будущего этих подростков и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, дети группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность).
2. Убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
3. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
4. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
5. Среди ценностей на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) – без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов – свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека [14].
При работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей необходима опора на положительные качества несовершеннолетнего. Здесь недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Следует создать для ребенка «ситуации успеха», уметь найти положительное в его поведении.
Социальному педагогу следует включить ребенка, имеющего девиантное поведение, в значимую для него и общественно-полезную деятельность. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. У трудновоспитуемых детей много свободного времени, которое они проводят бесполезно. Для наибольшего успеха специалисту следует установить доверительные и уважительные отношения с ребенком. В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление этому действию.
Таким образом, среди психолого-педагогических характеристик детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации выделены: повышенная тревожность, агрессия, жестокость, безразличие; преобладание приоритета материальных ценностей.
1.2 Проблемы детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно [6].
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. Затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.