Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальна социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению «я».
На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Актуальность темы видится и в том, что формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. Изучением творческого мышления занимались такие зарубежные учёные как Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Э. Эриксон. Среди отечественных авторов можно выделить Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейна.
Значительный вклад в раскрытие проблемы развития творческого мышления внесли такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Ю.Д. Бабаева, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения.
В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. По мнению педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческого мышления – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность развития творческого мышления младших школьников во вне-урочной деятельности.
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: влияние особенности творческого мышления на учебную внеурочную деятельность в развитии младших школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования и развития творческого мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
2. На основе анализа трудов научной психолого-педагогической литературы выявить понятие и содержание внеурочной деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть психодиагностические методики выявления уровня сформированности творческого мышления младших школьников.
4. Подобрать методы и приемы развития творческого мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РОЛИ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие о творческом мышлении в трудах отечественных
и зарубежных психологов
В настоящее время востребован творческий, интеллектуально развитый человек, способный гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жиз-ненным ситуациям. Творческое мышление это, прежде всего, умение некри-тически воспринимать информацию и лишь, затем ее взвешивать. Именно творческое мышление - мышление созидающее, дающее принципиально но-вое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. развитое творческое мышление поскольку оно помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситу-аций.
Творческое мышление требуется не только людям творческих профес-сий. Его с успехом может применять каждый человек для решения самых разных повседневных задач. А навык генерирования новых идей весьма необ-ходим предпринимателям, руководителям, продавцам, маркетологам, арт-директорам и даже преподавателям.
Рассмотрим более подробно историю возникновения интереса психо-логов к проблеме творческого мышления и раскроем понятия, которые ис-пользуют отечественная и зарубежная психология.
Творчество обычно определяют, как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества вообще. Мышление, создающее реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением [Анпилогова Л.Н.].
В отечественной психологии широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления [Бeлкин А.С.].
И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [Лернер И.Я.].
С точки зрения Казаковой В. В. творчество является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. [Казакова. В. В.]
По М.А. Давыдовой творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). [Давыдова М.А.]
Суть творческого мышления сводится, по Гагай В.В., к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности /Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С.21-24.
2. Андреев В.И. Пeдaгoгикa. [Текст] /В.И. Андреев - Кaзaнь: 2000. –С. 68-71 с.
3. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. [Текст] /А.С.Белкин. - М.: Акaдeмия, 2009. – С. 13-16
4. Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. – С. 87-92
5. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — С. 16-20
6. Березина В.Г. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти // Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль // В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Питер, 2011. – С. 20-22
7. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. [Текст] /В.М.Букатов - М.: Первое сентября, 2007. – 217с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410.
9. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006. — С. 126-128.
10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2016. – С. 2–18.
11. Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны//Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108.
12. Генералов И.А. Театр.3-й класс. 4-й класс. [Текст] /И.А.Генералов. – М.: Баласс, 2009. – С. 453-457
13. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. [Текст] /М.А. Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №12. – С. 60-61.
14. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. [Текст] /А.З.Зак — М.: Педагогика, 2010. – С. 17-20
15. Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. – С. 125-128
16. Методика театрального искусства «Школьный театр» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
17. Иванова С.С. Формирование текстовой компетенции в процессе театрализованной деятельности /С.С.Иванова // Начальная школа. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://n-shkola.ru/articles/view/69
18. Казакова. В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. - №4 - С. 57 – 61.
19. Как развивать речь с помощью скороговорок? [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
20. Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.
21. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. – С. 19-21
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] /И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – С. 28-32
23. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] /А.Н. Лук - М.: Наука, 2011. – С. 98-101
24. Львов М. Р. Школа творческого мышления [Текст]/ М. Р. Львов. - М. 2003. – С. 210-212
25. Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика. 2001. - С. 15-17
26. Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. – С. 23-25
27. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст]// Начальная школа – 2008. - №5.- С. 43 – 46.
28. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа /Под ред. Д.И. Фельдштейна -. М.: Баласс, 2010. – С. 45-47
29. Пeдaгoгикa [Текст] / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2010. – С. 450-452
30. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
31 Быкова Е.А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.// тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Быкова, Елена Александровна// М,: 2011
32. Субботна Е.В. Формирование композиционного мышления старших школьников средствами изобразительного искусства в общеобразовательной школе// Тольятти 2017
33. Данчай А.А. Диалектическая интерпретация
Феномена творческой личности// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук// Санкт-Петербург – 2018
34. Словарь Творческое мышление//Электронный ресурс. https://rus-modern-education-process-dict.slovaronline.com/873-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
35. Мышление творческое//Электронный ресурс// https://terme.ru/termin/myshlenie-tvorcheskoe.html
36. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности
(системогенетический подход). Ярославль, 1979. – С. 75-77
37. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Современный
Гуманитарный Университет, 2004. – С. 32-35
38. Кашапов М. М. Учебное пособие// Формирование профессионального
Творческого мышления// М.: Баласс, 2019. – С. 44-46
39. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы мышления Учебное пособие// Казань 2015. – С. 18-20
40. Тухужева Л.А. Статья// Условия для развития творческого мышления и творческой деятельности//г. Нальчик. 2019
41. Блинков И.А., Медведев В.А. Статья// Творческое мышление, его особенности и условия развития// Институт Авиационных Технологий и Управления Ульяновского Государственного Технического Университета, Ульяновск, Россия. 2018
42. Дударева, Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых / Ю. Б. Дударева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 767-771. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26813/
43. Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В. Роль творчества в формировании
художественной личности// ФГБУ ВПО «Омский государственный институт сервиса», Омск, 2019
44. Погребняк Е.В.Воспитание дивергентного мышления - ресурс развития творческих способностей. Сибирский учитель. 2016. № 1 (104). С. 104-106
45. Тетина С.В.//Развитие дивергентное мышление старшеклассников на основе творческого мышления
В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 151-154.
46. Леденева Г.Л.//Механизмы продуктивного творческого мышления с позиции идеального его состояния - мышления гения
Academia. Архитектура и строительство. 2007. № 3. С. 28-32.
47. Чернецкая Н.И.// Творческое мышление как высшая форма мышления
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 225-230.
48. Куклина А.В., Козырева О.Н.//Творческое мышление как высшая форма мышления. В сборнике: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 205-207.
49. Кузнецова К., Шевелева К.// Творческое мышление как высшая форма мышления. В сборнике: Молодежь и XXI век - 2017. материалы VII Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. 2017. С. 83-86.
50. Ефимова К.Н.//Развитие творческого мышления старшеклассников. Понятие дивергентного мышления. Международный студенческий научный вестник. 2020. № 2. - С. 126 -128