Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии, к большому разнообразию ее этиопатогенетических механизмов и наличию у ребенка с дисграфией симптомокомплекса, ограничить который ошибками в письме было бы некорректно. Такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и возможные другие расстройства, прочно вошли в практику логопеда не только коррекционной, но и общеобразовательной школы, однако почти никак не учитываются в имеющихся на сегодняшний день методических рекомендациях работы логопедов.
Помимо закономерных изменений в развитии детей, опосредованных новыми условиями окружающего их экономического, экологического и социокультурного пространства, специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья. Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения. По данным (Ю. В. Микадзе, 2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей.
Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитии детей, значительное увеличение так называемых сочетанных нарушений у различных категорий детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии (Н.Я.Семаго, М. М. Семаго, 2001). Все это в целом обусловливает необходимость расширения представлений специалистов о детской дисграфии и изучения ее с позиции современных знаний из разных областей науки и говорит об актуальности выбранной темы.
Цель: Изучить особенности коррекции дисграфии на почве фонемного распознавания у младших школьников посредством дидактических игр.
Задачи:
1.Расмотреть понятие о навыке письма и закономерности овладения им в онтогенезе;
2.Изучить этиологию и клинику дисграфии;
3.Проанализировать содержание коррекционной работы по устранению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников посредством дидактических игр.
Объект: Проявления дисграфии на почве фонемного распознавания у младших школьников.
Предмет: Дидактические игры как средство коррекции дисграфии на почве фонемного распознавания у младших школьников.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогическое тестирование;
3.Педагогический эксперимент;
4.Математические методы обработки информации.
База исследования: Школа-интернат №22 для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1
Теоретические основы коррекции нарушений письма на почве фонемного распознавания у младших школьников посредством дидактических игр
1.1. Понятие о навыке письма и закономерности овладения им в онтогенезе
Под письменной речью подразумевают одну из форм существования языка, которая противопоставляется устной речи. Письменная речь является вторичной. Это форма более позднего времени возникновения. Различные формы языковой деятельности человека функционируют по-разному. Различные формы могут иметь различный уровень развития. Письменная речь совершает переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, существенно меняет мышление и деятельность человека [7].
Письменная речь, в первую очередь, влияет на способность человека к абстрактному мышлению. Понятие письменная речь включает такие составляющие, как чтение и письмо. Письмо является знаковой системой, при помощи которой происходит фиксация речи. В процессе письма человек при помощи графических символов и знаков передаёт определенную информацию на расстояние, а также имеет возможность закреплять её во времени.
Для любой системы письма характерен свой постоянный набор знаков, которые используют все представители той или иной культуры, и за счёт чего достигается понимание между людьми. В качестве психофизиологической основы письма выступает совместная работа акустического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов [17].
Для того, чтобы у человека была развита письменная речь, необходимо, чтобы у него своевременно и в полной мере сформировался навыка письма. Это требует сформированности ряда предпосылок. В первую очередь, у человека должна быть сформирована устная речь, должны быть сохранными все компоненты психической деятельности. Важная роль в обеспечении письменной речи отводится зрительному и зрительно-пространственному восприятию, а также формированию определенных образов-представлений.
Развитию двигательной сферы и моторной функции также отводится немаловажная роль в обеспечении процесса письма. У человека должна быть хорошо развита мелкая моторика, в том числе, он должен уметь осуществлять тонкие движения пальцами и кистью рук, должен быть способен к концентрации внимания, формированию устойчивых способов деятельности [13].
Ребёнок должен уметь контролировать свое поведение и свои эмоции, должен уметь концентрировать внимание на выполнении определенных заданий, у него должна быть развита усидчивость и саморегуляция, а также мотивационно-потребностный потенциал. Важная роль в развитии навыков письма отводится контролю собственной деятельности, поскольку в процессе письма важно уметь контролировать движение руки, интерпретировать зрительное восприятие. По сути, письменность представляет собой новый вид деятельности, который должен освоить младший школьник в процессе осуществления письма.
Знаки письма являются символами второго порядка. Под символами второго порядка подразумеваются системы и знаки, которые используются для условного обозначения слов. Слова же сами по себе выступает в качестве символов первого порядка. Как правило, освоение символов второго порядка возможно только при условии, что ребёнок в полной мере освоил символы первого порядка, то есть, развитие навыков письма невозможно без сформированной устной речи. Именно устная речь является основой для письма. Процесс письма представляет собой сложно организованную базу, в основе которой лежат развитые сенсорные и моторные навыки [15].
Освоения навыка письма происходит постепенно, для того, чтобы ребёнок в полной мере освоил навыки письменной речи. Важна личностная зрелость. Письменная речь имеет определенную специфику, в частности предполагает значительно более высокий уровень контроля. Устная речь может дополняться поправками и пояснения к тексту. Возможно исправление того, что уже было сказано. Тогда как письменность не подразумевает возможности исправления написанного.
Кроме того, в устной речи намного легче выразить экспрессивное воздействие. При помощи интонации можно передать различные оттенки высказывания. Важная роль отводится и невербальным средствам коммуникации, в том числе, мимическим и пантомимическим средствам, сопровождающим речь [2].
Тем не менее, для письменной речи характерны иные способы передачи экспрессивности и эмоциональности. В частности, письменная речь связана с необходимостью знать и применять ряд правил, в том числе, пунктуационных, орфографических. Письменная речь предъявляет ряд требований к построению фразы, выбору той или иной лексики, к выбору грамматических конструкций.
Те моменты, которые в устной форме могут быть незаметны, обязательно становятся заметными на письме. Например, если ребёнок пишет исключительно так, как он слышит, это может приводить к ошибкам. В письменной речи, ребёнок должен уметь применять проверочные правила. Основой письменной речи является её правильность, которая основана на орфографической и грамматической зоркости, на умении правильно построить предложение, применить различные морфологические формы, согласовать различные окончания и члены предложения. Письменная речь тесно связана с орфографической и пунктуационной грамотностью [5].
Ребёнок овладевает навыками письма постепенно, по мере того, как он овладевает письменной речью. В первую очередь, необходимо избавиться от того напряжения, которое связано с последовательным овладением действиями, необходимыми для письма. Только после этого учащиеся переходят к свободному использованию письменных знаков для передачи собственных мыслей и выражений, для обозначения слова на письме. Сначала, как правило, ребенка учат только переписывать слова и фразы, а уже впоследствии он может пересказывать тексты, записывать диктанты. Письменная речь начинает активно развиваться в младшем школьном возрасте. Как правило, в подготовительной группе и в старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть рукой, у него развивается мелкая моторика. Но полноценное осознание роли письменности и овладение знаковыми системами языка возможно только младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что именно к этому возрасту учащийся достигает определенного уровня зрелости: у него формируются те психофизиологические механизмы, которые отвечают за процесс письма [7].
Кроме того, у ребенка развивается мышление. Оно находится на должном уровне, который обеспечивает ребенку возможность овладения различными средствами. Немаловажная роль отводится и хорошей произвольности и концентрации внимания, осознанности, ситуативности и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (+ CD-ROM) / О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 124 c.
4. Волкова, Л. М. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. Волковой. – М.: Владос, 2017. – 547 с.
5. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М:Московкий психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199
6. Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованя и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1. - 2018. – С. 86- 89.
7. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина Н.Г. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
8. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – С.-П.: Речь, 2006. – 176 с.
9. Елецкая О. В., Логинова Е. А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1(12). – 42 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименькова М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. 336 с.
11. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис. канд. психол. наук. (19.00.07). - М., 2000. 22 с.
12. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2017. - 224 c.
13. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи, дислексия и дисграфия: методич. наследие в 5 кн. кн.4. / Р.И. Лалаева. М.: Владос, 2007. 304 с.
14. Мисаренко Г.Г Технологии коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления.// Логопед, 2004, №4 с.13 - 25.
15. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. СПб.: изд. центр ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 128 с.
16. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 139 с.
17. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница – Ростов н/Дону: Феникс, 2009 – 173 с.
18. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
19. Хватцев, М.Е. Логопедия: книга / М.Е. Хватцев. М.: Владос, 2009. 272 с.
20. Яструбинская, Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е.А. Яструбинская // Логопедия. 2004. - №2 (4). С. 60-70.