Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в России существует проблема недоверия народа к власти, затрудняющая проведение каких-либо реформ и преобразований в стране путем референдумов. Данное отношение к власти сложилось в результате просчетов власти в реализации каких-либо программ, создающих впечатление у народа, что власть желает лишь обогатиться за счет народа. Такое положение также усугубляется тем, что большинство решений органов государственной власти являются независящими и не поддающимися контролю граждан.
Для стабильной и эффективной работы местного самоуправления используются различные варианты модернизации. Повышение значения местного самоуправления в организации публичной власти требует усиления роли народного контроля (общественного контроля) за его деятельностью, совершенствования механизма этого контроля и устранения существующих препятствий на пути его осуществления.
Общественный контроль является действенным механизмом установления эффективных взаимоотношений между обществом, государством и другими социальными институтами. С ее помощью граждане гарантируют свои конституционные права, осуществляют действенную проверку выполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей.
Проблема организации общественного контроля как важнейшего механизма воздействия на граждан и их объединения для обеспечения эффективности и законности их деятельности привлекает внимание многих ученых. Несмотря на постоянное внимание к этой теме, остается большое количество нерешенных вопросов и проблем, которые существенно снижают эффективность общественного контроля.
Объект исследования – деятельность органов местного самоуправления.
Предмет исследования – контроль населения за деятельность органов местного самоуправления.
Цель и задачи исследования. Цель работы – анализ особенностей контроль населения за деятельность органов местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
– охарактеризовать понятие и нормативно-правовое регулирование контроля населения за деятельностью органов власти;
– определить цели, задачи и принципы контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления;
– рассмотреть формы организации и институты контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления;
– изучить органы местного самоуправления и осуществление общественного контроля в городском округе Люберцы;
– выявить проблемы контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления в городском округе Люберцы;
– предложить пути решения проблем контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления в городском округе Люберцы.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Информационная база. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались действующие нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, официальные данные из интернет-источников.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические аспекты контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления
1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование контроля населения за деятельностью органов власти
Демократическое развитие любой страны связано с поиском эффективных механизмов взаимодействия власти и общества. Этот поиск напрямую связано с развитием и укреплением форм и технологий общественного участия. Одним из них является общественный контроль .
Контроль затрагивает все сферы общества и имеет цель – обеспечение законности в той или иной сфере. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами. Разновидностью негосударственного контроля является общественный контроль, который осуществляется гражданским обществом, представляющим интересы населения, общественных объединений. Основы общественного контроля закреплены в Конституции РФ как форма участия граждан в управлении делами государства.
Для обозначения сущности общественного контроля необходимо понимать различия между терминами надзор и контроль. Отличительным признаком является предмет: контроль подразумевает целесообразность и проверка законности, а надзор – исключительно законность. Другим отличительным признаком является факт возможности для контроля вмешиваться в деятельность, когда надзор осуществляет исключительно анализ исполнения норм закона. Ключевым различием контроля и надзора следует считать сам результат деятельности: контроль обладает специальными мерами воздействия на субъект, позволяющие к понуждению выполнения действий, а надзор обладает полномочиями призвать к ответственности за неисполнение норм закона.
На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ) под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Наблюдение не подразумевает воздействия в отношении объекта, но позволяет выявить эффективность функционирования объекта управления, в целях обеспечения дисциплины, порядка и законности.
В Федеральном законе от 10.07.2008 №76-ФЗ обозначены условия для реализации контроля общественными наблюдателями. Законом установлен перечень субъектов, которым комиссия должна направить документы по итогам общественного контроля. Данный правовой регламент снижает значение общественного контроля, встраивая их в цепь государственного контроля.
В отличие от исследуемой правовой нормы Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ , предусмотрена общественная экологическая экспертиза, которая проводится по инициативе общественных объединений и граждан. Данный подход в значительной мере соответствует значению общественного контроля.
Важную институциональную роль общественного контроля является Общественная палата Российской Федерации. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ установил общественный контроль в качестве основного направления деятельности. При этом, формирование ОП осуществляется под непосредственным контролем государства, ставя под сомнение полноценность независимого общественного контроля.
Конституционно-правовая суть общественного контроля связана с исследованием сформированных теоретико-правовых подходов для обеспечения ее эффективности. Данная категория характеризуется как гражданский, демократический, народный контроль, основанный на общественном интересе соблюдения и функционирования правовых норм .
Прежде всего, говоря об общественном контроле, следует определить его особенность и значение. В.В Гончаров считает, что механизм общественного контроля дает возможность гражданам управлять и оценивать формирование и деятельность общественных институтов, включая государственную власть, с целью повышения эффективности их деятельности. Муниципальная власть действует от имени и в интересах населения и избирается, а значит не может не контролироваться гражданами.
Под общественным контролем Д.В. Давтян понимает «практику независимой от власти оценка управленческих решений и действий с точки зрения их соответствия ценностям, общественному интересу, осуществляющий отдельными гражданами и их объединениями» .
Общественный контроль способствует переходу от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям между властью и населением. Общественный контроль обеспечивает «обратную связь» и закладывает качественно новые основы социальной справедливости и политической стабильности .
Таким образом, контроль населения является одним из эффективных методов осуществления контроля. Поэтому государство должно принимать меры по повышению общественной активности граждан при осуществлении общественного контроля. Такой контроль является необходимым для государства, т. к. он повышает эффективность деятельности органов власти .
Рассмотрим роль общественного контроля в системе правового регулирования.
Во-первых, многие законы предоставляют возможности для производства общественного контроля гражданами в той или иной сфере жизни. Например, Закон об охране окружающей среды в ст. 68 предусматривает возможность осуществления гражданами общественного экологического контроля.
Во-вторых, анализ стандартов общественного контроля показывает, что они направлены на защиту прав и интересов граждан в той или иной сфере. Иными словами, эффективность решения конкретных государственных задач не может быть предметом такого контроля. Хотя граждане могут проводить такие исследования, они не будут иметь правового значения в деятельности органов государственной власти.
В-третьих, в законах, предусматривающих осуществление общественного контроля, в большинстве случаев нет ни регламентированного механизма осуществления этого контроля, ни требования обязательности результатов контроля. Отсутствие регламентации диктуется невозможностью полного учета всевозможных форм общественного контроля, способов финансирования, необходимостью свободы определения момента этого контроля и т. д. Можно сказать, что регулирование контроля будет носить характер необоснованного вмешательства в свободу деятельности граждан и организаций .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 211-212.
3. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // Российская газета. – 1995. – № 232.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002. – № 6.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – № 202.
6. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – № 70.
7. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Российская газета. – 2008. – № 128.
8. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. – 2014. – № 163.
9. Закон Московской области от 22.07.2015 № 130/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2015. – № 141.
10. Устав муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 11.05.2017 № 39/5) // Люберецкая панорама. – 2017. – № 20.
11. Постановление администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО от 20.12.2019 № 5041-ПА «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики» // Вестник официальных документов. – 2020. – № 4.
12. Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 30.03.2017 N 8/1 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городской округ Люберцы Московской области» // Люберецкая панорама. – 2017. – № 11.
13. Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 21.06.2017 № 69/8 «Об утверждении Положения об Общественной палате городского округа Люберцы Московской области» // Люберецкая панорама. – 2017. – № 24.
14. Арсланбекова А. З. Об организации общественного контроля в Российской Федерации / А. З. Арсланбекова, А. М. Арсланбеков // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2021. – Т. 36. – № 1. – С. 70-75.
15. Баркарахан В. С. Общественный контроль: место в системе гражданских инициатив / В. С. Баркарахан // World science: problems and innovations: сборник статей LVIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 97-99.
16. Васильев В. И. Развитие демократических принципов и институтов на муниципальном уровне: правовые основы: монография / В. И. Васильев, А. Е. Постников, А. Е. Помазанский. – М.: Норма, 2017. – 288 с.
17. Глушкова С. И. Общественный контроль в современной России: основные направления и проблемы развития / С. И. Глушкова, Н. В. Палкина // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 2(29). – С. 85-97.
18. Давтян Д.В. Реализация гражданского контроля в практике местного самоуправления: дис. ... кандидата социол. наук / Д. В. Давтян. – Белгород, 2015. – 211 с.
19. Журавлева В. А. Организация общественного контроля в практике местного самоуправления города Белгорода: социологический анализ / В. А. Журавлева // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 6(33). – С. 122-126.
20. Кузнецов А. А. Контроль в системе местного самоуправления / А. А. Кузнецов, Е. А. Шульга // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 4-2(74). – С. 162-163.
21. Михеева Т. Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства / Т. Н. Михеева // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 10. – С. 177-183.
22. Павлов Н. В. Проблемы осуществления государственного контроля в сфере местного самоуправления / А. Н. Матирная, Н. В. Павлов // Эпомен. – 2019. – № 24. – С. 149-155.
23. Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» / Е. А. Абросимова, В. В. Гриб, А. Г. Дейнеко [и др.]. – М.: Статут, 2017. – 208 с.
24. Стародубова О. Е. Общественный контроль: правовая поддержка / О. Е. Стародубова // Журнал российского права. – 2013. – № 2(194). – С. 130-136.
25. Тихомиров, Ю. А. Право в современном мире: векторы развития / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2017. – № 5. – С. 5-10.
26. Шагапова Р. Р. Актуальные проблемы реализации общественного контроля / Р. Р. Шагапова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 8(60). – С. 14-18.
27. Царева Е. Д. Особенности общественного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления / Е. Д. Царева, Н. В. Павлов // Синергия Наук. – 2019. – № 40. – С. 198-202.
28. Материалы по теме «Гражданская активность (инициатива) и общественный контроль на местном уровне» // Официальный сайт Всероссийского совета местного самоуправления [Электронный ресурс]. – URL: http://vsmsinfo.ru/proekty-i-programmy/3506-materialy-po-teme-grazhdanskaya-aktivnost-initsiativa-i-obshc hestvennyj-kontrol-na-mestnom-urovne (дата обращения: 18.02.2022).
29. Официальный сайт администрации городского округа Люберцы [Электронный ресурс]. – URL: http://lyubertsy.mosreg.ru/ (дата обращения: 18.02.2022).
30. Состав общественной палаты городского округа Люберцы [Электронный ресурс]. – URL: http://lyubertsy.mosreg.ru/mun/public-chamber?tab=tab2216 (дата обращения: 18.02.2022).