Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества.
В настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в теории, так и в практики.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что сегодня в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения ребенка, от уровня овладения речью зависит успешность обучения ребенка в школе, а также умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование словаря дошкольника напрямую связано с последующим развитием связной речи. Чем больше наполнен словарь, тем содержательнее и целенаправленнее речь ребенка.
Таким образом, можно делать вывод, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. Проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста нашли отражение в трудах таких известных педагогов, как Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова Закономерности речевого развития детей изучались Л. Г. Голубевой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой и другими. [21]
Однако сегодня, несмотря на традиционное озвучивание необходимости развития словаря детей старшего дошкольного возраста, данная проблема в педагогике исследована недостаточно. В процессе исследования проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста сегодня возникает существенное противоречие между необходимостью развития словарного запаса детей и недостаточной специальной педагогической работой по его развитию в условиях дошкольного учреждения.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Объект работы – процесс обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Предмет – дидактические игры как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Проанализировать понятия «словарный запас» в учебно-методической литературе
2) Рассмотреть роль дидактической игры в обогащении словарного запаса у детей дошкольного возраста
3) Выявить уровень словарного запаса детей дошкольного возраста
4) Разработать комплекс дидактических игр направленных на формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ нормативных актов в сфере дошкольного образования, диагностические пробы, анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных специалистов: С.В.Алабужева, А.М.Бородич, Л.С.Выготский,Л.Г.Голубева, Т.Н.Доронова, И.О. Карелина и др. [22]
База исследования ДОУ №345. Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Анализ понятия «словарный запас» в учебно-методичекой литературе
Словарный запас – это комплексность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав, или лексику. Различают два типа словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнает при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный запас больше активного в несколько раз.
Аналитические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата не являются зрелым с рождения ребенка и достигают зрелого уровня только в процессе обще соматического, полового и нервнопсихологического развития. [20]
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М.М.Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др. [2]
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является весьма значимым для развития тех систем мозга и психологической деятельности, которые связаны с формированием речи. Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка впервые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. К 2-3 месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источники звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого. К 3-м месяцам жизни появляется специфические голосовые реакции - гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов неудовлетворения, выраженных криком, появляется интонация, сигнализация о состоянии ребенка. Периоды гуления бывают особенно длительными в момент эмоционального общения с взрослым. Между 4 и 5 месяцами жизни начинается следующий этап, предречевое развитие ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурирование слога. Голосовой поток характерный для гуления начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм словообразования. Гуление и первый этап лепета осуществляется благодаря врожденным программам ЦНС, не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются феногенетической речевой памятью в функциональной системе речи. [11]
В первом полугодии жизни идет диффузная отработка координации фонаторно - дыхательных механизмов, лежащих в основе формирования устной речи. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослого, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та; га-га-га» и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фразу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторике, но и на формирование речевых артикуляций. Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха и зрения.[23] На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживается явление аутоэхологии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва, ва, ва; га, га, га). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап развития лепета). После восьми месяцев постепенно звуки не соответствуют фонетической системе родного языка, начинает угасать. Часть лепетных звуков, которые не соответствуют слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. В этот период развития ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память, постепенно у ребенка благодаря слуховым обратным афферентациям формируется фонетическая система родного языка. Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного итого же слога по типу: «ба-ба; ма-ма». [1]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для школьников / Е. И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 8. – 189 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М: Просвещение, 2001. – 144с.
3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
4. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян / - Спб.: Радуга, 2003. – 189 с.
5. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н.Березина // AlmaMater: Вестник высшей школы. – 2009. - № 8. – С. 11-37.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.:
Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. – 278 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М.:
Педагогика, 2001. – 244 с.
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: ПРИОР, 2012 г. — 239 с.
9. Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников / Н.И. Жинкин. – М.:
Просвещение, 2002. – 188 с.
10. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И.
Загвязинский. - М.: Педагогика, 2017. – 285 с.
11. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. — М.: Элита, 2012. — 233 с.
12. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г Зикеев-М.: Академия, 2003.- 190 с.
13. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной познавательной деятельности / Е.М.
Ишмуратова. — М.: Академический Проект, 2014. — 250 с.
14. Крашенинников. Е.Е. Диалектическое обучение / Е.Е. Крашенинников // Школьные технологии. – 2010. – № 6. – С. 79-89.
15. Люблинская, А.А. Детская психология Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2017. - 265 с.
16. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия . -М.: МГУ, 2002.- 431 с.
17. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко. - М.: Дошкольное воспитание, 2010. – 233 с.
18. Михеева, Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Науч. - практ. жур. «Академический вестник», Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. — 2012. — Вып. 1(5). — С. 41-47.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
– 437 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Элита, 2015. — 287 с.
21. Репинцева, Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие / Г.И. Репинцева. - М.: ФОРУМ, 2008. – 248 с.
22.Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании /
Н.В. Самоукина. М.: Народное образование, 2006. – 239 с.
23.Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Лидер-М., 2018. – 229 с.
24. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 245 с.
25 Скульский, Р.П. Учимся быть учителем / Р.П. Скульский. - М.:
Педагогика, 2006. – 200 с.
26.Столяренко, В.А. Педагогическая психология / В.А. Столяренко. - Минск: НовПресс, 2007. – 288 с.
27.Сиденко, А. П. Игровой подход в обучении / А.П. Сиденко // Народное образование, 2011. - №8 – С. 56-71.
28Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю.Г. Тамберг. - СПб.: Речь, 2005 - 177 с.
29.Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
30.Янковская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2014. – 274 с.
31.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ. [Электронный ресурс]. -URL: www.edu.ru. - (дата доступа 13.01.2022).
32.Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155) - [Электронный ресурс]. - URL: www.gosstand.ru - (дата доступа 05.02.2022) URL: http://www.ug.ru/method_article/260 - (дата доступа 24.01.2022)
33.Статья «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности» - [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/(дата доступа 24.01.2020)
34.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Дошкольное образование - [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/. – (дата доступа 22.01.2022)