Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – сензитивный этап в развитии экологической культуры личности. На данном этапе жизни ребенок учится выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностная связь к окружающему, формируются основы нравственно экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе [2]. Благодаря вышеупомянутым изменениям и развитию дошкольника, происходит формирование экологических знаний и представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания чувства сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
В педагогической, психологической и методической литературе особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в ряде психологических и научно-педагогических исследований (В. П. Арсентьевой, Н. Н. Вересовым, С. Н. Николаевой, О. А. Овсянниковой, Г. Н. Островской, Л. М. Пономаревой, Т. А. Серебряковой, Т.А.Федоровой, В. А. Ясвиным и др.)
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, в процессе игры он готов открыть мир для себя и себя миру. В дошкольных образовательных учреждениях процесс познания и накопления опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, и др. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе [21].
Актуальность исследования заключается в том, что у детей данной категории возраста, игра – это ведущий вид деятельности. Даже при обучении в начальной школе, когда статус ребёнка сменяется с дошкольника на учащегося, учителя пользуются игрой в обучающих целях. На сегодняшний день разработано огромное количество дидактических игр для использования по разным учебным дисциплинам, если мы говорим про школу, а также и для воспитанников детских садов для формирования каких-либо умений, навыков или качеств.
Данное исследование приобретает также актуальность в рамках практического подхода. Возможности игры уникальны. Она позволяет ребенку проявлять себя с различных сторон, отражая и проецируя взаимоотношений окружающих, уточняют, расширяют и закрепляют свои знания об окружающем мире, учатся уважительному отношению, любви и беречь природу. Поэтому как средство познания ребенком действительности выступает игра.
Объектом исследования – формирование экологических представлений у детей 5-6 лет.
Предметом исследования является – дидактические игры как средство формирования экологических представлений у детей 5-6 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование использования дидактических игр как средство развития экологических представлений у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «экологические представления» и «дидактическая игра»;
2. Описать психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет;
3. Изучить методику развития экологических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр;
4. Разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие экологических представлений у детей 5-6 лет.
Методы исследования: синтез, анализ, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации комплекса дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений у дошкольников. Результаты исследования могут представлять интерес для воспитателей, педагогов, психологов, а также родителей. Могут быть использованы студентами педагогического вуза дошкольного отделения.
Структура введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
1.1 Понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе
Проблема взаимоотношений человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому, как считает С. Н. Николаева, очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей [13]. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.
Анализ литературы, характеризующей состояние экологического образования детей в массовых дошкольных учреждениях показывает, что оно не способствует осознанию детьми самой ценности всего живого, а воспитывает чаще всего утилитарное отношение к природному миру. Главной задачей на сегодняшний день следует признать необходимость формирования ребенка как «бережливого хозяина» по отношению к природе [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 36-42.
2. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
3. Гамезо, М. И. Возрастная и педагогическая психология / М.И. Гамезо, Е.Р. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
4. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. – 127 с.
5. Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.– С. 16-19.
6. Кондратьева, Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева - СПб: Детство - Пресс, 2001. – 230 с.;
7. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду: книга для воспитателя детского сада / М. И. Марковская. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.;
8. Макарова, Л. М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие / Л. М. Макарова. - Самара: Самарский государственный университет, 2015. -123 с.;
9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. – 45 с.;
10. Мифтахова, Л. М. Игры и игровые задания на ОД по экологии / Л. М. Мифтахова // Дошкольное воспитание. – 2016. -№6. – С. 39-43;
11. «Мир природы и ребенок» / Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г./ Учеб. пособие. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. – 340 с.;
12. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. – 356 с.;
13. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: методическое пособие / С. Н. Николаева. - Спб.: Питер, 2011. - 422 с.;
14. Николаева, C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – M.: МозаикаСинтез, 2004. - 128 c.
15. Петросова, Р. А. Естествознание и основы экологии для детей / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. - М: Академия, 2015. - 256 с.;
16. Салеева, Л. П. Занятия по изучению и охране природы в детском саду / Л. П. Салеева //Дошкольное воспитание. – 2017. - № 3. – С. 43 – 46;
17. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П. Г. Саморукова. - М.: АСТ, 2015. - 246 с.;
18. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду: 5-6 лет. Старшая группа / О. А. Соломенникова // учебно-методический комплекс к программе «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез. 2016. – 112с.;
19. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. - М., 2001.
20. Тихонова, А. Е. Содержание экологических знаний и умений в детском саду / А. Е. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2017 .- №6. – С. 20-24;
21. Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях / И. О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. – С. 44 -58;
22. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология Раздел: Психология развития и возрастная психология. Раннее детство (2-6 лет) : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2018. - 336 с.
23. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1998. – 126 с.;
24. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М. Федотовой, Л.В. Фурсовой. - Пермь, 2012. – 328 с.