Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Технологии и методики использования приёма драматизации не перестают быть актуальными при изучении многих общеобразовательных областей в школе. Актуальность содержания вопроса о технике драматизации при изучении различных общеобразовательных предметов, подтверждает наличие большого интереса учителей к данному приёму. В данной работе актуализирована проблема поиска наиболее оптимальных и эффективных форм и методов работы при изучении предмета истории. Ведущим здесь является формирование и поддержка познавательного интереса школьников к истории. Учитывая особенности развития школьников, педагоги стараются у них развить память, внимание, воображение, мышление и многое другое. Не редко в учебно-воспитательном процессе учителя используют и игровые технологии. Детальное продумывание педагогов использования в своей работе приёмов, техник и технологий позволяет комплексно решать зада образовательного характера, как в обучении, так и в воспитании. Объектом исследования в настоящей работе является процесс обучения школьников общеобразовательному предмету – история. Предмет исследования - приём драматизации при изучении великой французской революции в 7 классе, как средство активизации познавательного интереса школьников к истории.
Цель исследования: апробация приёма драматизации при изучении великой французской революции в 7 классе.
Гипотеза исследования: если на уроках истории применять приём драматизации в условиях применения инновационных форм уроков, то у школьников повысится познавательный интерес к истории. Цель и гипотеза определили задачи настоящей работы:
1. Провести анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу.
2.Выявить особенности обучения школьников предмету истории с использованием приёма драматизации при изучении великой французской революции в 7 классе
3. Апробировать приём драматизации во время проведения уроков по истории.
4. Эмпирически проверить в ходе учебно-воспитательного процесса, насколько повысится познавательный интерес школьников к предмету история.
Методы исследования: анализ и наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА I: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В. В КУРСЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ
1.1. Основные вехи истории Великой французской революции XVIII в.
Некоторые международные школы, анализируя ход и причины буржуазных революций XVI - XIX вв., подвергли сомнению закономерность перехода эпох от феодализма к капитализму. В некоторых трудах Коббона и Рише представлена возможность эволюции и становления буржуазного общества. Ничто не исключает множественности революций в любые времена, как их не называй, «Революция просвещения» или «Революция элит». Классики марксизма - ленинизма показали, что революция конца XVIII в. во Франции, включая наполеоновскую эпоху, была событием европейского масштаба [8]. К. Маркс писал, что под лозунгами этой революции происходили преобразования всей Европы. Многие французские революционеры, такие как братья Ламетты или маркиз Лафайет, участвовали в революциях по обе стороны Атлантики. Социально - экономические причины французской революции следует искать в сословной системе Франции. Это священники, имеющие примерно 10 процентов всей земли, французское дворянство, кто имел 20 процентов земли. Дворяне и священники, пользовались многочисленными налогами, собираемыми с крестьян. Во второй половине XVIII в., во Франции произошло формационное изменение, такое как - обратимость капитализма. Это явление повлияло на все сословия. Во Франции был создан институт, который занимался поиском повинностей крестьян тысячелетней давности. Занимался этим адвокат из провинции Аррас, по имени Робеспьер, будущий вождь французских якобинцев. Эта тема вызывает много споров в мировой историографии [23,24].
Дворяне всей Европы стремились приспособиться к развитию
капиталистических отношений и используя при этом любые средства первоначального накопления капитала. Необходимости во французской революции в конце XVIII в. не было, как считают многие историки. Задолго до неё, начиная с реформ министра Кольбера, в середине XVII в., во Франции шёл процесс обуржуазивания ряда регионов. На этом фоне особо выделялся Северо-Восток Франции. Профессор МГУ А. В. Адо, автор учебника для вузов по «Новой истории стран Европы и Америки» от 1986 года насчитывал в этом регионе Франции 1019 семей новых дворян. Они были владельцами копий и рудников. Вообще, дворян во Франции к концу XVIII в. было примерно 400 000, но это сословие не было единым. Дворяне были бедными и богатыми, были также французские буржуа, служащие, крестьянство. Здесь более всего наблюдались признаки классового расслоения [12]. Землю буржуа сдавали в аренду крестьянам, нещадно их при этом, эксплуатируя. Королевский двор поощрял развитие буржуазного класса в стране. Реформы Кольбера закрепили политику меркантилизма, которая предполагала государственное вмешательство в экономику. Такая политика располагала к установлению в стране системы протекционизма и колониальной экспансии. Именно это в конечном счёте способствовало первоначальному накоплению капитала. Реформы министра Тюрго, проведённые во Франции накануне революции XVIII в., опирались на учение физиократов. Основная идея этого - установление частной собственности на землю. Тюрго своими реформами предвосхитил формирование французской модели аграрной капиталистической эволюции, которая проявилась в ходе революции и окончательно оформилась в итоге наполеоновских войн.
Бедность в стране была ужасающей. Крестьяне обладали землей и считали её своей собственностью, но это не было узаконено. Право частной собственности на землю стало главным требованием крестьян в революции. Классовая дифференциация во Франции накануне революции конца XVIII в. была налицо, но не с ней было связано начало французской революции. Начиналась революция как борьба за власть аристократов и короля. Её начало можно обозначить как аристократическую революцию. Были при этом и политические причины революции [5]. Они были связаны с кризисом французского абсолютизма. Это зародилось при Людовике XIV
(1661 - 1715 гг.). Дворяне в это время стали укреплять своё политическое влияние и уже при Людовике XVI активизировались местные парламенты. Парламенты обязаны были регистрировать королевские законы. В конце XVIII в. они решили добиваться больших полномочий для себя. Местные парламенты не оправдали надежд королевского дома. Они превратились в центры сопротивления французской монархии. Франция при Людовике XVI столкнулась с многими проблемами, прежде всего, финансовыми. Церковь и дворянство не платили налоги, а основная масса французов к концу XVIII в. окончательно обнищала. На содержание Версальского дворца и королевского дома приходилось тратить 4 – 5процентов всех доходов казны. Контролёры финансов, а это была министерская должность, сменяя друг друга, пытались решить эту проблему. Местные аристократы выражали готовность, но лишь при условии расширения их политических прав [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, С.В. Приемы драматизации при изучении историко-правовых памятников [Текст] / С. В. Архипова. - Обществознание в школе. 1998. №5. С.57 - 60.
2. Барг, М. А. Черняк Е. Б. Великие социальные революции XVII - XVIII веков [Текст] / М. А. Барг, Е. Б. Черняк. - М.,1990.
3. Вайсбурд, М. Л., Пустосмехова, Л. Н. Сопоставительное
моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры
как способ определения их эффективности [Текст] / М. Л. Вайсбурд //
Иностранные языки в школе. − 2004. − No1. − 16-20 с.
4. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна.
Примитив. Ребенок [Текст] // Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – Москва;
Берлин: Директ - Медиа, 2015. – 307 с.
5. Гусейнов, Э. Е. Жиронда в период Законодательного собрания [Текст] / Э. Е. Гусейнов. - Буржуазия и Великая французская революция. - М., - 1989.
6. Голышева, З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний [Текст] // З.В. Голышева. - Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Под редакцией Божович Е.Д. - М., - 1995г.
7. Дебидур, А. Дипломатическая история Европы [Текст] / Т. 1-2. Ростов – на - Дону, 1995.
8. Карлейль, Е. Французская революция [Текст] / История М., 1991.
9. Каллимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи
[Текст] / О.В. Каллимулина // Иностранные языки в школе. − 2003. − No3. −
17-20 с.
10. Казначеева, А. В. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала //Проект: Инфоурок. - https://infourok.ru/netradicionnie-priemi-izucheniya-fakticheskogo-materiala-1833924.html. - (дата обращения 16.02.22).
11. Коджаспиров, Г.М. Педагогический словарь для студентов
высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспиров,
А.Ю. Коджаспиров. − Москва: Академия, 2004. − 344 с.
12. Манфред, А.З. Великая французская революция [Текст] / А.З. Манфред.- М., 1983.
13. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства [Текст] / Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. - М. «Владос», - 2000 г.
14. Милованова, Н. К. Драматизация и постановка познавательной задачи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13241.htm. (дата обращения 16.02.22).
15. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании средних
школьников: Пособие для учителей средних классов [Текст] / А.Я.
Михайлова. − Москва: Просвещение, 1975. − 67 с.
16. Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования //https://www.yaneuch.ru/cat_16/personifikaciya-i-dramatizaciya-kak- formy/553858.3435133.page2.html. - (дата обращения 17.02.22).
17. Ревуненков, В. Г. Очерки по истории Великой французской революции [Текст] / В. Г. Ревуненков. - Тт. 1-2 .М., - 1983.
18. Ревуненков, В.Г. Парижские санкюлоты Великой французской революции [Текст] / В. Г. Ревуненков. - Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб. пособие для вузов / Сост.Е. Юровская. М., 1990.
19. Рюшина, С. И. Развитие интереса к истории через прием театрализации // https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-k-istorii-cherez-priem-teatralizatsii (дата обращения 16.02.22).
20. Феденкова, Е.В. Психолого-педагогическая сущность [Текст] /
Е.В. Феденкова // Молодой ученый. − 2018. − 317-319 с.
21. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи [Текст] / В.И. Шаховский
// Вопросы психологии. – 1991. – No6. – 111-117 с.
22. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе [Текст] / Щукина Г.И. – Москва:
Просвещение, 2007 – 160 с.
23. Cooper H. History thinking and cognitive development// Teaching History /edited by Hilary Bourdillon. London, 2003.
24. Paul Halsall mailto :halsall@fordham.edu?subject=Modern History Sourcebook, 2000.