Фрагмент для ознакомления
2
действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстниками, ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).
Таким образом, в общении с взрослыми ребенок учится говорить и знать, как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Коммуникативные способности можно рассматривать икак индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимости с другими людьми. Выделяются три взаимосвязанные стороны коммуникативной способности:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
На основании анализа литературы ([Лисина 2009: 21], [Сомкова 2011: 30], [Трубайчук 2009: 107], [Хухлаева 2001: 51]) мы выделили следующие коммуникативные навыки и умения, составляющие коммуникативную компетентность дошкольника, которые необходимо сформировать:
Коммуникативные умения:
• умение принимать себя и других;
• умение выражать свое мнение публично;
• умение видеть в другом человеке его достоинства;
• эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
• знание культуры человеческого общения, речевого этикета.
Коммуникативные навыки:
• накопление опыта положительного взаимодействия;
• навыки нахождения общего языка со сверстниками и взрослыми;
• навыки положительного решения конфликтов;
• навыки коллективного взаимодействия;
• навыки взаимного уважения и признания.
Следовательно, главным условием формирования коммуникативной компетентности является совместная деятельность детей и, прежде всего, игровая. Любая игра будет способствовать формированию коммуникативной компетентности детей, однако воспитателю необходимо учитывать специфические возможности различных видов игр.
Так же следует отметить, что важным средством развития умений совместной деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети придумывают сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям организовать сюжет.
2.2.Роль игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольников
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре.
Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда.
Следовательно, необходима организация взаимодействия детей друг с другом, которая связана с определением возможностей дошкольников к сотрудничеству в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде.
В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности, социально-психологические основы игровых объединений ([Андреева 2008: 30], [Арсентьева 2009: 54]), методы педагогического руководства игрой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника. [Арушанова 2004: 61], [Белошапкина 2012: 40], [Кирьянова 2003: 43].
Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.
Как уже говорилось выше, любая игра способствует формированию коммуникативной компетентности, но каждый вид игр имеет в этом процессе свои специфические возможности.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все главные черты игры в наибольшей полноте.
В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования. Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. [Бондаренко 2009: 80], [Дубинина 2006: 79]
Особая ценность дидактических игр (настольно-печатных, словесных, сюжетных) заключается в освоении детьми как предметного содержания игр (математические, экологические и т.д.), так и коммуникативных умений, обеспечивающих групповое и парное взаимодействие с взрослыми и сверстниками (соблюдать очередность, слушать партнера и пр.). Сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Ателье» и др.) ориентированы на освоение детьми вариативных форм общения в определенной, заданной сюжетом ситуации общения «покупатель – продавец», «портной – заказчик» и др. В играх парами достижение результата во многом зависит от согласованности действий детей, ориентированности на партнера. Организуя дидактические игры, воспитатель имеет возможность усложнять задачи, варьировать содержание в зависимости от уровня сформированности коммуникативных умений детей.
Театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки) дают ребенку возможность действовать от имени литературного персонажа, обогащают коммуникативный опыт средствами общения, недостаточно задействованными в повседневном взаимодействии детей.
В подвижных играх дошкольники учатся согласовывать действия, ориентироваться на реакции партнеров, следят за соблюдением правил. Народные игры дают детям готовые образцы игрового взаимодействия, требуют внимательного отношения к репликам и действиям партнеров.
Для развития коммуникативных умений и навыков, формирования культуры общения воспитателю необходимо применять специально подобранные игры и игровые упражнения. Одним из видов таких упражнений являются игровые этюды. Этюд – это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Он включает в себя развитие умения передавать и понимать различные эмоции, развитие речи, улучшение дикции, выработка интонации выразительности, закрепление связной речи, форм речевого этикета воображения, памяти, внимания и координацию движения.
2.3.Понятие адаптационной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
С введением закона об образовании и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наметились существенные изменения стратегии и тактики организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОУ), направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи организации образовательного процесса в ДОУ, решение которых позволит обеспечить:
Доступность и диверсификацию образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
вариативность содержания образования на основе индивидуализации и дифференциации образовательных программ;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдулова, Т. А. Игра: ее развитие на современном этапе /Т.А.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 28-33.
2. Андреева, А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников /А.Д.Андреева//Психолог в детском саду, 2008, № 3, С. 29-42.
3. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – /Арсеньева В.П. М.: Форум, 2009. – 142с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: 3-7 лет; Метод. пос. для воспитателей. /А.Г. Арушанова - М.; Мозаика-Синтез, 2004.
5. Белошапкина, С. А. Играя, учимся /С.А. Белошапкина //Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. - С. 40-42
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. -56 с.
8. Доронова, Г.Н., Игры в дошкольном возрасте / Г.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.В. Соловьёва. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.
9. Дубинина, Л.Д. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений /Л.Д. Дубинина. М.: Книголюб 2006.
10. Зайцева, Г.А. Жестовая речь. Дактилология /Г.А. Зайцева - М.: Владос, 2000.
11. Закирова, К.Э. Игры разные нужны /К. Э. Закирова //Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. - С. 91-92.
12. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников /В.Я. Зегенизде - М., 2005.
13. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждения /Н.В. Иванова. - Череповец, 2002.
14. Кирьянова, Р.А. Подготовка ребенка к школе: система игр и упражнений /Р.А. Кирьянова. - СПб., 2003.
15. Левшина, Н.И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности /Н.И. Левшина, Л.В, Градусова//Детский сад: теория и практика. 2014, №6.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении /М.И.Лисина - СПб: 2009.
17. Лупенко, Е.А. Дидактические игры /Е.А. Лупенко //Дошкольное воспитание. – 2011. - №8. - С. 83-84.
18. Менджерицкая, Д. И. Детские игры /Д.И. Менджерицкая//Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. - С. 10-11.
19. Менчинская, А.М. Проблемы, обучения, воспитания и психического развития ребенка /А.М. Мечинская – М.: МПСИ, 2004. – 512 с.
20. Михеева, И.А., Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет; Для детей и родителей /И.А. Михеева, С.В. чешева– СПб: КАРО, 2009. – 256 с.
21. Морозова, И.А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий /И.А. морозова. - М., 2006.
22. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста /Е.А. Смирнова //Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, 2008, № 1, С. 58-65.
23. Сомкова, О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» /О.Н. Сомова //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
24. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования /Л.В. Труюайчук. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. -229 с.
25. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции /О.В.Хухлаева. - М., 2001.