Фрагмент для ознакомления
2
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияние методик и методов арт-терапии на развитие творческих способностей;
2. Выделись основные моменты развития творческих способностей в младшем школьном возрасте;
3. Подобрать методики изучения творческих способностей младших школьников;
4. Провести диагностику творческих способностей младших школьников;
5. Составить и апробировать конспекты занятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
6. Выявить эффективность занятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 123. В эксперименте приняли участие 27 учащихся начальных классов, которые на основании первичной диагностики были поделены на две группы экспериментальную (13) учащихся и контрольную (14) учащихся, 8-9 лет.
Выбор в качестве испытуемых учащихся данного возраста обосновывался тем, что младший школьный возраст представляет собой качественно особый период в жизни ребёнка, когда происходит развитие у него всех психических процессов, особенно мышления, осуществляется перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью, изменяется статус ребёнка, ведущей его деятельностью становится учебная. В младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для проявления и дальнейшего развития творческих способностей.
Эксперимент проводился в течение трёх лет обучения и включал три этапа констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента для получения объективной и полной информации об уровне развития творческих способностей младших школьников в выделенных нами экспериментальной и контрольной группах диагностировались выраженность каждого психологического механизма и выраженность показателей когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов творческих способностей, определялась их взаимосвязь.
На формирующем этапе эксперимента мы реализовывали разработанную нами программу «Развитие творческих способностей младших школьников», апробированную в ходе эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента мы вновь диагностировали выраженность показателей творческих способностей по каждому компоненту, определяли показатели по каждому из психологических механизмов развития творческих способностей, осуществляли анализ и обобщение полученных данных.
Для осуществления диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников и психологических механизмов подражания творческому взрослому, принятия и освоения ролей, самооценки использовались следующие методики методика Е. П. Торренса по образной творческих способностей, адаптированная Е. Е. Туник проективная методика «Рисунок» «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена методика «Оценка эмоционального отношения детей к учителю» Г. В. Ожигановой тест школьной тревожности Б. Филлипса анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, модифицированная автором методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», методика полярных профилей Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн в модификации О. А. Белобрыкиной методика «Сочинение-миниатюра» для определения уровня подражания творческому взрослому.
Кратко охарактеризуем каждую методику.
Тест Е. П. Торренса был использован нами для диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников Данная методика содержит задания в виде абстрактного небольшого рисунка, который' испытуемый должен использовать-как часть придуманной им сами картинки. Невербальная батарея включает в себя три субтеста, направленные на измерение разных аспектов образной творческих способностей. «Создание рисунка», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся линии». Художественный уровень в рисунках не учитывается, главное — заложенная в них идея. Тест предполагает оценку пяти показателей творческого мышления «беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «сопротивление замыканию». В рамках нашего исследования (по результатам пилотажного исследования) мы использовали только 3 первых показателя. Первый показатель позволяет выявить способность человека к созданию большого количества осмысленных идей (рисунков) второй - способность человека давать необычные ответы, требующие проявления творчества третий - отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму. Качественная характеристика количественных значений представлена таким образом очень высоко — более 79 Т-баллов, выше нормы — 66-70 Т-баллов, несколько выше нормы - 61-65 Т-баллов, норма - 40-60 Т-баллов, несколько ниже нормы - 35-39 Т-баллов, ниже нормы — 30-34 Т-баллов, очень низко - менее 30 Т-баллов [30].
Проективная методика «Рисунок» была направлена на изучение творческого воображения младших школьников на невербальном уровне. Данная методика использовалась с целью оценки рисунка «Придуманный мир», являющегося продуктом творческой деятельности каждого ученика. Согласно инструкции, дети рисовали мир, в котором они захотели бы жить. При этом необходимо было сделать рисунок оригинальным, интересным. Анализ рисунка и оценка творческого воображения детей производились по следующим показателям скорость процессов воображения, оригинальность образов, богатство фантазии, детализированность образов и эмоциональность образов. По каждому из этих показателей рисунок оценивался в баллах от 0 до двух, баллы суммировались и делался вывод об уровне развития творческого воображения 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 4-7 баллов— средний, 2-3 балла - низкий, 0-1 балл - очень низкий.
Тест, Дж. Равена.
Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936г. в Англии Дж. Равеном и Л. Пенроузом. Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора G по Спирмену). Тест Дж. Равена - это оценка способностей воспринимать абстрактные формы, выявлять их взаимосвязь, принимать логические решения в кратчайший срок.
Тест школьной тревожности Б. Филлипса
Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.
Методика «Оценка позитивного эмоционально отношения детей к учителю» В Ожигановой.
В условиях эксперимента нас интересовало позитивное эмоциональное отношение учителя к ученикам и учеников к учителю в процессе творческой деятельности поэтому методика, имела несколько изменённый вариант и проводилась, по теме «Рисунок творческого. урока на другой планете». Выделенные параметры — значимость фигуры творческого учителя для детей и эмоциональное- отношение к нему -оценивались на основе следующих показателей отношение ребёнка к творческому заданию, где положительный интерес сопровождался позитивным отношением, к- учителю,, который его проводил хорошее настроение свидетельствовало о том,, что младшему школьнику нравилось взаимодействовать с творческим взрослым и с интересом выполнять всё, что предлагал учитель изображение фигуры творческого учителя на рисунке, его величина и порядок рисования свидетельствовали о том, что данный взрослый являлся значимым лицом для ребёнка. Также использовались такие показатели творчества учащихся, как оригинальность (изображение необычных приспособлений передвижения учителя и его внешнего вида), использование необычного сложного цвета или большое количество цветов при изображении педагога. Выводы об уровне развития в 1-м и во 2-м классах высокий уровень - 8-10 баллов, средний уровень - 6-7 баллов, низкий уровень — 3-5 баллов в 3-м
классе высокий уровень — 10-13 баллов средний уровень — 8-9 баллов низкий
уровень — 4-7 баллов.
Анкета «Оценкам уровня- школьной мотивации» Ф. Лускановой предназначалась для выявления школьной мотивации. В нашей модификации данная анкета была направлена на диагностику творческой мотивации? младших школьников как совокупности стойких мотивов побуждений, определяющих содержание направленность ш характер различных видов, деятельности, имеющих целью преобразование.
Данная методика- состоитиз10 вопросов. Каждый из, которых предполагает три варианта ответов, испытуемый, выбирает один вариант. Знак показывает несколько» изменённый вариант вопроса. так, как в условиях эксперимента нас больше интересовало отношение младших, школьников к творчеству.
Тест Куна Мак Партленда «Кто я?» (помощью данной методики мы выявляли уровни выраженности- механизма принятия и освоения ролей. Учащимся предлагалось ответить на единственный вопрос «Кто я?» до» двадцати раз. Є помощью данной методики осуществлялся подсчёт количества характеристик (ролей) относящихся? к одному из четырёх модусов «Я» физическому, интеллектуальному, социальному и эмоциональному. Как мы отмечали ранее, для-нас особый интерес представляет интеллектуальное «Я» заключающее в себе творческие качества. Выводы об уровне развития механизма принятия и освоения ролей высокий уровень - 10 баллов и более, средний уровень •- 7-9 баллов, низкий