Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эстетическое воспитание детей является особым направлением воспитательного про¬цесса, нацеленным на развитие эстетического сознания ребенка, его эстетических потребно¬стей и интересов, представлений о прекрасном в окружающем мире, жизни и искусстве. Специ¬фика эстетических воспитательных воздействий проявляется в формулировке задач, которые согласуются с основными научно-педагогиче¬скими положениями в сфере эстетического вос¬питания детей [2; 4; 6 и др.]. О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость от нового. Он слышит чудесные русские народные песни, слышит стихи, потешки и сказки, видит красоту хохломских, дымковских игрушек. Красота народного творчества неповторима.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий и др. [5]. Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, Л. Нацкая, М. Рушель, Н. Долманова [5] и др.). В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2. выявить сущность, компоненты содержание, формы, методы эстетического воспитания;
3. Рассмотреть применение декоративно-прикладного искусства как средства знакомства с развитием народных промыслов России.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Особенности и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.
Эстетическое воспитание включает:
- знание законов, по которым создаются произведения искусства;
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.
Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания: рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
Ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания [10].
Задачи эстетического воспитания по программе:
- воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного.
- воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
- воспитывать эстетику поведения.
- развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.
Основные средства эстетического воспитания:
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.
Психологические основы эстетического воспитания.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то лее, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним». Но эстетические переживания вызывает затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в её объекте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - М.: Инфра-М, 2014. - 300 с.
2. Бечак Б.А. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 2014. - 280 с.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2015. - 240 с.
4. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. - М.: Корифей, 2016. - 96 с.
5. Бударина Т.А., Макеева О.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством - СПб.: «Детство - Пресс», 2014. - 240 с.
6. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. - М., 2014. - 150 с.
7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320 с.
8. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. - М., 2014. - 240 с.
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 2014. - 204 с.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - СПб.: Издательство «Детство - Пресс», 2015. - 320 с.
11. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика- Синтез, 2015. - 352 с.
12. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2016. - 174 с.
13. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Тарту, 2015. - 300 с.
14. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2015 - 183 с.
15. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Бахрат, 2013. - 240 с.
16. Луначарский, А.В. Об изобразительном искусстве. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
18. группа: планирование, конспекты, методические рекомендации:
19. методическое пособие для специалистов ДОУ. - М.: Изд-во КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2016. - 143 с.
20. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - СПб.: Питер, 2014. - 300 с.
21. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - СПб.: Музыка, 2014. - 340 с.
22. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Искусство, 2014. - 320 с.
23. Общие вопросы эстетического воспитания. / Под ред. В.Н. Шацкой.
24. М.: Педагогика, 2014. - 300 с.
25. Основы дошкольной педагогики / Под ред. В.А. Запорожца, Т.И. Марковой. - М., 2014. - 275 с.
26. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - М., 2016. - 286 с.
27. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство РПА, 2016. - 608 с.
28. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: Владос, 2010. - 300 с.
29. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание, 2013.
30. 112 с.
31. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 2014. - 320 с.
32. Скорлупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. - М., 2008. - 300 с.
33. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 576 с.
34. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 томах. / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 2008. - 300 с.
35. Эстетическая культуры и эстетическое воспитание: книга для учителя. / .Ссост. Г.С. Лабковская. - М.: Академия, 2014. - 304 с.
36. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П.Печко - М., 2015. - 138с.
37. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Академия, 2014. - 207 с.