Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» [17, c. 6].
Одно из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это развитие взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие дошкольников со сверстниками изучалось в психолого-педагогической науке через организацию их общения.
В психолого-педагогических исследованиях общение рассматривается в качестве необходимой основой развития мышления и его орудия (Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Г. Якобсон и др.).
В рамках дошкольной педагогики и психологии анализируется взаимодействие дошкольников на совместной деятельности (Т.С. Блощицина, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Б.П. Жизневский, М.Б. Зацепина, Я.Л. Коломинский, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова и др.). Выявляются особенности взаимоотношений в разновозрастных группах дошкольников (В.Н. Бутенко и др.).
Актуальность данной темы для исследования обусловлена с одной стороны очевидной значимостью общения в жизни как общества в целом, так и каждого индивида. С другой стороны бурное развитие психологических и педагогических наук породило многочисленные подходы к пониманию сущности, значения, механизмов, средств коммуникации, причин коммуникативных неудач и способов их предупреждения и преодоления и др. Необходим их всесторонний анализ и отбор наиболее современных, эффективных форм и методов развития коммуникативных навыков в дошкольном детстве.
Противоречие исследования заключается в том, что с одной стороны, востребован процесс социально-коммуникативного развития дошкольников в детском саду, с другой - в настоящий момент этот процесс изучен недостаточно полно.
Проблема исследования: каково содержание социально-коммуникативного развития детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования?
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Социально-коммуникативное развитие детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования».
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание социально-коммуникативного развития детей со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – изучить содержание социально-коммуникативного развития детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «социально-коммуникативное развитие» дошкольников в научно-педагогической литературе;
2. Описать особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте;
3. Проанализировать программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития;
4. Провести диагностику социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
5. Описать методы и приемы, способствующие социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: - теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение.
База исследования.
В эксперименте приняли участие 22 дошкольника старшей группы.
Методики исследования:
- методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс;
- методика «Картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина;
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключение списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы социально-коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации
1.1 Понятие «социально-коммуникативное развитие» дошкольников в научно-педагогической литературе
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в развитии взаимодействия взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [3, c. 14].
Исследованием проблемы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста занимались выдающиеся отечественные ученые Л.С. Выготский, М.И. Богомолова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев и др. Проблема социально-коммуникативного развития, как процесс приобщения ребенка к духовному и материальному опыту, осознание им своего «Я» и развитие у него способности адекватно оценивать себя, имеет длительную историю.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский рассматривал процесс социального развития, как приобщение детей к богатству и разнообразию окружающего мира и его проявлениям, как результат «врастания» ребенка в культуру [1, c. 52].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. 417 с.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 300 с.
3. Дмитриева ЕЕ. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкими формами психического недоразвития / Автореф. дис. … д-ра психол. наук / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород, 2005. 54 с.
4. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 78-81.
5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до школьного образования. 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011. 320 с.
6. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. 100 с.
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. / С. А, Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
8. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка : Учеб. пособие / В. Т. Кудрявцев; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 1997. – 153 с.
9. Козлова К.М., Алпатова В.В., Сюникова А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе / В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 26-32.
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 336 с.
11. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. 232 с.
12. Самохвалова Е.А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т.1. С. 52-56.
13. Смирнова Е.О. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2013. №1. С.39-41.
14. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
15. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 1999.
16. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
18. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.