Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России наблюдается растущая тенденция злоупотребления алкоголем среди подростков, вследствие чего происходит ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Вредные привычки у подростков приводят сначала к психической зависимости, когда возникает желание или непреодолимое влечение к употреблению алкоголя, а затем и к физической зависимости, т. е. состоянию, в котором употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма подростка и включается в схему его жизнеобеспечения.
Согласно исследованиям 72% граждан, проживающих в Российской Федерации приобщаются к употреблению спиртосодержащих напитков в возрасте до 15 лет В связи с этим актуальность приобретает выделение особенностей профилактики алкогольной зависимости в подростковом возрасте .
Одной из важнейших задач на современном этапе является профилактическая работа с подростками. Профилактику следует рассматривать с позиций комплексного социально-биологического аспекта, процесса формирования организма и личности; факторов, определяющих наличие полноценного адаптационно-реабилитационного пространства в конечном итоге.
Постановка проблемы. На данный момент все более распространенной становится проблема алкоголизации подростков в России. Одним из самых тревожных факторов является их раннее приобщение и быстрое привыкание к алкоголю. Привыкание к спиртным напиткам у подростков происходит гораздо быстрее, нежели у взрослых, что в будущем может привести к социальной нестабильности российского общества.
Проблема подростковой алкогольной зависимости стала более подробно изучаться отечественными клиницистами в последнюю четверть XX в. В это время было опубликовано множество работ, посвященных клинике и диагностике данной проблемы у подростков (В.С. Битенский, Б.С. Братусь, М.Г. Гулямов, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, А.В. Митюхляев, Н.Г. Найденова, А.В. Погосов, П.И. Сидоров и др.). Кроме того, ряд исследований был посвящен проблеме изменения личности, у которой наблюдалось данной явление. Одним из первых исследователей в отечественной науке, кто занимался этой проблемой, явился С.С. Корсаков.
Объект исследования – алкогольная зависимость подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия профилактики алкогольной зависимости у подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность психолого-педагогической профилактики алкогольной зависимости у подростков.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть теоретический аспект изученности особенностей алкогольной зависимости у подростков.
2. Раскрыть психолого-педагогическую систему профилактики алкогольной зависимости детей подросткового возраста
Методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕННОСТИ ОСОБЕННОСТЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Психофизиологические особенности подростков
Если обратиться к дефиниции возраста человека, то можно как сказать, что – это автономный период созревания индивидуума, который будет отличаться своим особенным своеобразием.
В научной литературе возрастные периоды формирования человеческого организма выделены на основе особенностей онтогенеза, а также специфических общественных процессов или культурных соображений.
Подростковый возрастной период является примером точнее всего онтогенетического выделения возраста, так как рассматриваемый возраст можно связать с началом пубертатного созревания. В этой связи в научной литературе выделяет подростковый возраст на ряд период. В общем можно подростковый возраст отнести к периоду от 1-12 лет до 15-17 лет. Причем в научных исследованиях, в связи с важностью и противоречивостью рассматриваемого возраста, выделяются отдельные его стадии .
Период младшего подросткового возраста – период от одиннадцати до тринадцати лет, период среднего подросткового возраста – от тринадцати до пятнадцати лет, период старшего подросткового возраста 0 от пятнадцати до семнадцати лет.
Следует в данном случае отметить, что рассматриваемый возраст будет соответствовать докритической стадии, средний подростковый – критической стадии, старший подростковый – посткритической стадии развития .
Подростковый период – один из переломных на дороге к биологической зрелости индивида, что обуславливается началом полового созревания, морфологическими и физиологическими перестройками внутренних органов индивида.
К основным физическим особенностям подростков следует отнести следующие процессы:
- процесс увеличения роста, что приводит к незначительной потере координационных способностей, неловкости, несуразности, не всегда подросток может владеть своим телом;
- к процессу увеличения массы мышц и мышечной силы при значительно пониженных способностях к продолжительным физическим нагрузкам и концентрации, скорой утомляемости, что соответственно вызывает строгого дозирования нагрузок в этот период;
- процесс диспропорции сердечной и сосудистой систем, что обусловлено тем, что процесс увеличения объеме сердечной мышцы проходит очень стремительными темпами, нежели рост соответственных сосудов. Это может привести к некоторым функциональным нарушениям, таким как: появляется учащенное сердцебиение, повышается артериальное давление, возникают головные боли, головокружение, повышается утомляемость, могут быть потемнения глазах при острых движениях и пр.;
- процесс перестройки эндокринной и нервной систем, в рамках которой повышения секреции половых и других внутренних желез может привести к доминированию процессов возбужденности над процессами торможения, что может привести к раздражительности, несдержанности, неуравновешенности ребенка .
Процесс полового созревания и бурного физического развития определяют и т психологические особенности рассматриваемого возрастного периода индивида. Отечественная возрастная периодизация в своих исследованиях использует основную теорию Л. С. Выготского . В соответствие с теорией Л.С. Выготского, процесс формирования состоит в присвоении индивидом социального и исторического опыта в следствие взаимного действия с окружающим миром и различными людьми.
Д.Б. Эльконин считает, что к ведущим критериям выделения того или другого возрастного периода, следует отнести такие критерии, как:
- общественные обстоятельства формирования;
- ведущий тип действий;
- существенные возрастные новообразования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алкоголизм: руководство для врачей / под ред. Г.В. Морозова, В. Е., Рожнова, Э. А. Бабаяна. – М.: Медицина, 1983. – 432 с. 2. Профилактика наркотической зависимости у детей
2. Березина, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березина. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2005. – 438 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 464 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
5. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016 – 266 с.
6. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, 2001. - 475 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-8279-0096-4
7. Гарифуллин, P.P. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей [Текст] / Р.Р. Гарифуллин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.
8. Гериш, А.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами [Текст] / Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш. – М.: АПКиПРО, 2021. – 272 с.
9. Макаров, В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. – 2003. – № 4. – С. 25 - 27.
10. Мосина, О.А. Анализ проблемы употребления алкоголя в подростковой среде / О.А. Мосина, М.А. Кущ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 65-69.
11. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е изд. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2013. – С. 717–777.
12. Позднякова, М.Е. Алкоголизация населения как фактор дестабилизации российского общества // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 28-29 октября 2018 г.: в 2 т. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018. – Т.1. – 300 с.
13. Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2015, 688 с.
14. Суханов, В.И. Вредные привычки: причины и профилактика /В.И. Суханова, В.А. Макович. – Челябинск. – 2006. – 375 с.
15. Салагаев, А.Л. Социальные девиации в молодежной среде: конфликтологический подход: учебное пособие: в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Салагаев, В.М. Ловчев; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: КГТУ, 2011 – 216 с
16. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 208 с.
17. Шипицына, Л.М. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред., Е.И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2006. – 330 с.
18. Шестакова, М.Ю. О духовно-нравственном воспитании дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб. : Заневская площадь, 2014. С. 162–163 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6653/ (дата обращения: 24.02.2022).
19. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2017. – 450 с.
20. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.