Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 4
1.1. Гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4
1.2. Значение органов опеки в социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 16
2.1. Проблемы правового регулирования предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей 16
2.2. Механизм реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 18
2.3. Практические проблемы, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
а) несовершеннолетние, проживающие в семье;
б) дети, нуждающиеся в помощи государства, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
в) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
г) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, устроенные в семьи граждан Российской Федерации, семьи, принявшие на воспитание де-тей.
Подводя итог, можно говорить о том, что пределы участия органов опеки и попечительства в вопросах защиты прав детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей строго регламентированы.
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Проблемы правового регулирования предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей
Задачу обеспечения жильем детей-сирот исполнительная власть всех субъектов России регулярно заявляет в своих пресс-релизах как приоритет-ную в социальной политике, но в действительности исполнить принятые на себя обязательства своевременно и качественно не может. В большинстве субъектов Российской Федерации ситуация крайне сложная. Особенно тяже-ло данная проблема решается в дотационных регионах, где объем собран-ных в бюджет доходов не позволяет на должном уровне решать социальные проблемы.
Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, а также на требо-вания Президента РФ решить надлежащим образом данную проблему, год за годом наблюдается увеличение количества исков в суды, поданных орга-нами прокуратуры в интересах данной категории лиц.
Однако даже получение на руки судебного решения по предоставле-нию жилья, выдача исполнительного листа и возбуждение исполнительного производства не решают жилищной проблемы данной категории лиц. Ис-полнение требований исполнительных документов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, но-сит длящийся характер и предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию нескольких органов власти субъекта Рос-сийской Федерации.
На сложность, затяжной характер исполнения решений по данной кате-гории дел влияет правовой статус должника: это государственные образова-ния - представители государственной власти.
Итак, основные причины, порождающие проблемы в исполнении су-дебных решений о предоставлении жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это:
- несоответствие объема финансовых средств, выделяемых из бюджета регионов, реальному объему средств, необходимых для обеспечения детей-сирот, имеющих право на жилье;
- несвоевременное освоение денежных средств, выделенных региональ-ными властями на обеспечение жильем детей-сирот.
Наличие указанных причин в значительной степени затрудняет воз-можность применения к должнику мер принудительного исполнения, адми-нистративного и уголовно-правового воздействия.
Одной из проблем исполнения исполнительных документов неимуще-ственного характера является превышение установленного п. 1 ст. 36 Феде-рального закона «Об исполнительном производстве» срока. Значительная часть исполнительных производств данной категории находится на исполне-нии более 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Небольшой удельный вес оконченных исполнительных производств данной категории обусловлен также и тем, что на исполнение поступают ис-полнительные документы, по которым не наступил срок применения мер принудительного исполнения.
Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот на получе-ние жилья, до настоящего времени даже судебное решение о предоставлении жилья не решает жилищной проблемы. Усложненный механизм выделения средств из бюджетов краев и областей органам муниципальной власти для реализации государственных полномочий по обеспечению жильем граждан рассматриваемой категории существенным образом затрудняет исполнение судебных решений. А муниципальными бюджетами расходы на вышеука-занные цели не предусмотрены. Поэтому сроки исполнения судебных реше-ний напрямую зависят от сроков распределения средств краевых и област-ных бюджетов бюджетам муниципальных образований.
Анализ оснований предоставления должникам отсрочки исполнения судебных актов показал, что чаще всего причинами предоставления отсроч-ки являются длительность процедуры выделения денежных средств из реги-ональных бюджетов в бюджеты муниципального образования; длительность процедуры проведения аукционов на приобретение необходимого жилого помещения; нарушение организациями-застройщиками сроков исполнения заключенных контрактов на покупку муниципального жилья. Практика по-казывает, что порядок исполнения судебных решений рассматриваемой кате-гории не является достаточно эффективным и требует скорейшего совершен-ствования, что в первую очередь связано с необходимостью более четкого определения соответствующих функций и обязанностей всех органов власти, участвующих в процессе исполнения судебных решений, на региональном и местном уровнях.
2.2. Механизм реализации жилищных прав детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учрежде-ниях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у них возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их воз-вращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение не-возможно (ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).
До 2013 года полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан исполняли местные власти. Жилье детям-сиротам предоставлялось из муниципального жилого фонда по договорам социального найма. К тому времени накопилось несколько сот судебных решений, по которым органы местного самоуправления обязаны были предоставить жилье. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности.
По истечении срока действия договора квартира исключается из переч-ня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиро-той по договору социального найма. При этом предоставляемые государ-ством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Пункт о внеочередном предостав-лении жилья в собственность детям-сиротам с 2013 года исключен.
Были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству детей-сирот заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания. Данные нововведения направлены на защиту интересов детей-сирот и государства, так как полученное ими жилье неоднократно становилось объектом преступных посягательств и махинаций. Нередко из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты в силу различных причин (неопытность, незнание законодательства, недобросо-вестные действия других лиц) лишались собственного жилого помещения и снова становились нуждающимися в жилье. Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильем не представлялось возможным.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавли-вается региональным законодательством и муниципальными нормативными правовыми
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Со-брание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Со-брание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
6. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных га-рантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечитель-стве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном про-изводстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
10. Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении измене-ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2012, N 10, ст. 1163.
11. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законода-тельства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 7860.
12. Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, N 28, ст. 3826.
13. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О дея-тельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попече-ния родителей» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, N 22, ст. 2887.
14. Приказ ФСБ России от 16.02.2012 N 73 «Об утверждении Ин-струкции об организации в органах федеральной службы безопасности отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях ФСБ России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, 02.07.2012.
15. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 680н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечи-тельства в отношении несовершеннолетних» // Российская газета. 2014. 17 янв.
16. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организа-ции прокурорского надзора за исполнением законов о несовершенно-летних и молодежи» // Законность, N 2, 2008.
17. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 32-АПГ15-5 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Акбашева З.М. Особенности исполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече-ния родителей // Новый юридический журнал. 2013. N 2. С. 118 - 122.
19. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Фе-дерации за 2015 год // Российская газета. 2016. 24 марта.
20. Загоровский А.И. Фрагмент книги «Курс семейного права» // Се-мейное и жилищное право, 2009, N 1.
21. Карибян С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 1. С. 26 - 31;
22. Лазаренкова О.И. Новеллы законодательства об обеспечении жи-лыми помещениями детей-сирот: шаг вперед, два шага назад // Россий-ская юстиция. 2014. N 12. С. 53 - 56.
23. Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Информация Минюста России от 20.07.2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24. Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в се-мейных спорах // СПС КонсультантПлюс. 2010.
25. Подласенко О. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Закон-ность. 2014. N 7. С. 31 - 36;
26. Прокудин Р.С. Проблемы правоприменения при распределении жилых помещений между лицами из числа детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей // Законность. 2017. N 2. С. 9.
27. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу ин-терпретации // История государства и права. 2012. N 5.