Фрагмент для ознакомления
2
Каждое предприятие в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью обеспечить себя квалифицированным персоналом. Поскольку гарантией существования, роста и развития, конкурентоспособности любой предприятия являются человеческие ресурсы, их личностные и профессиональные характеристики.
Оценка работников на трудоустройство является важным процессом в системе управления трудовыми кадрами. Основная задача оценки претендентов на работу - выявить наиболее одаренных из всех работников, способных находить новые решения, целеустремленных и, прогнозируя будущее профессиональное поведение, гарантировать долгосрочные отношения, которые принесут пользу не только работнику, но и всей предприятия в целом.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях рыночных отношений и рынка труда важное значение придается оценке соискателей при приеме на работу трудовых кадров. Поскольку на современном конкурентном рынке основные преимущества получают предприятия, в которых работают самые профессиональные, эффективные и инициативные работники. Именно поэтому качественное укомплектование персоналом и постоянный контроль за соответствием трудовых кадров потребностям предприятия является важнейшей деятельностью для руководства. В то же время значительную роль в современной конкурентной экономической среде играет профессиональный уровень трудовых кадров и то, был ли каждый из работников на своем месте. Заполучить хорошего работника, найти ему место в команде, где он мог бы проявить свои знания, навыки и способности, означает для предприятия получить значительное преимущество перед конкурентами, а значит, возможность увеличить прибыль, привлечь больше клиентов и иметь возможность развиваться быстрее. В связи с этим процесс оценки соискателей при приеме на работу является одним из важнейших в современных условиях.
Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению оценки работников при приеме на работу трудовых кадров в организации с использованием современных методик.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические исследования по оценке работников при приеме на работу трудовых кадров, ее предприятия и основным методам;
проанализировать процесс оценки работников при приеме на работу в ООО «ВЕРТУМН»;
разработать рекомендации по улучшению оценки претендентов на трудоустройство с использованием современных методик в ООО «ВЕРТУМН».
Объектом исследования является деятельность ООО «ВЕРТУМНУС».
Предметом исследования является организация и методы оценки соискателей при приеме на работу в ООО «ВЕРТУМН».
Методы исследования - анализ, описание, обобщение, классификация, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕТЕНДЕНТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
1.1 Понятие и сущность оценки претендентов при приеме на работу
В современном обществе как у предприятия, так и у работника есть свои собственные ожидания. Для того чтобы привести эти ожидания предприятия и работника по отношению друг к другу в соответствие и тем самым устранить возникающие различия, необходимо четко понимать, на какое место в организации претендует работник и какую роль организация намерена ему назначить. Для решения таких вопросов существует подбор кадров.
К началу XXI века понятие «рекрутинг» основательно вошло в научную терминологию, но на данный момент однозначного толкования этого термина в менеджменте нет .
О. Н. Аллин и Н.И. Сальникова считают, что отбор кадров - это процесс исследования личности работника и принятия решения о соответствии его знаний, навыков, способностей, профессионально важных качеств и здоровья конкретной деятельности.
По словам А.Ю. Кибанова, существует два типа отбора. Широкий отбор - это первичный грубый отбор работников, предполагающий использование менее трудоемких методов. Узкий отбор ориентирован на выявление работников, которые наилучшим образом соответствуют профилю пригодности, он подразумевает использование наиболее надежных и объективных методов.
И.Б. Дуракова сравнивает отбор кадров с серией мероприятий и действий, проводимых организацией для выявления из списка претендентов лиц, наиболее подходящих на свободную должность.
А.О. Блинов и О.В. Василевская утверждают, что подбор кадров подразумевает выявление требований, которые организация предъявляет к качествам работника, а также систему мер по обеспечению формирования такого трудовых кадров, количественные и качественные характеристики которого соответствовали бы целям и задачам предприятия.
И.В. Доронина, обобщив концепции подбора кадров разных авторов, предложила свой вариант. Отбор кадров - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью определения его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте и выбора наиболее подходящего работника из его набора претендентов с учетом его квалификации и личных качеств.
Зависимость эффективности предприятия от эффективности подчиненных подчеркивает Г. Десслер, который считает, что работники, не обладающие необходимыми способностями, не будут работать так успешно, что негативно скажется на деятельности работодателя .
1.2 Критерии оценки работников при отборе
Чтобы улучшить процесс отбора работников, предприятия используют критерии отбора, что позволяет им не только сэкономить время, но и найти подходящего работника на свободную должность.
При установлении критериев отбора должны соблюдаться следующие требования
обоснованность: критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую проводится отбор; низкая обоснованность критериев отбора может быть источником ошибок;
полнота: требование полноты критериев, используемых в процессе отбора, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы на этой должности; неполнота критериев отбора может привести к отбору работников, которые не удовлетворяют предприятия по некоторым важным показателям эффективности;
надежность: выбор критериев должен обеспечивать точность и стабильность результатов. Результаты, полученные в процессе отбора, не должны быть случайными;
необходимость и достаточность критериев: не следует перегружать процесс поиска работников излишним сокращением числа возможных работников, необоснованно увеличивая количество критериев, используемых в процессе отбора.
Для того, чтобы построить модель компетенций конкретного специалиста, необходимо изучить и проанализировать основные обязанности работника. Изучив основные обязанности будущего работника, вы сможете понять, какие личные и профессиональные качества будут способствовать их эффективному выполнению. Также необходимо проанализировать качества наиболее успешных работников в этой области на их собственном предприятии или у конкурента, чтобы определить, что общего у таких работников .
Исходя из основных обязанностей большинства групп работников, можно сделать вывод, что в зависимости от сферы деятельности работники делятся по следующим критериям:
коммуникабельность - необщительность;
креативность (творческий подход к работе) - выполнение работы по алгоритму;
устойчивость к стрессам;
умение вести переговоры;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / М. Армстронг, А. Бэрон. – М.: Альпина, 2019. – 248с.
2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – Спб.: Питер, 2018. – 848 с.
3. Архипова, Н.И. Алгоритм оценки качества трудовых кадров на базе показателей эффективности KPI / Н.И. Архипова, И.М. Поморцева, Н.А. Татаринова // Экономический журнал. – 2020. – № 3. – С.102-109.
4. Грунистая, О.С. Оценка трудовых кадров: основные методы / О. С. Грунистая // Фэн-наука. – 2019. – № 2(29). – С.5-7.
5. Дейнека, А.В. Управление персоналом предприятия: учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и К, 2019. – 288c.
6. Делахов, Д.А. Проблемы и перспективы применения системы KPI в российских компаниях среднего и малого бизнеса / Д.А. Делахов // Наука, техника и образование. – 2018. – № 5 (11). – С.1-4.
7. Дресвянников, В.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / В.А. Дресвянников, О.В. Лосева. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 170 c.
8. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: учебное пособие / И.Б. Дуракова, А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2019. – 304 с.
9. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: учебник / А.П. Егоршин. – М.: НИМБ, 2018. – 320 с.
10. Захарова, Т.И. Оценка трудовых кадров: учебное пособие / Т.И. Захарова, Д.Е. Стюрина. – М.: Евразийский открытый институт, 2019. – 168 c.
11. Иванова, С.В. Поиск и оценка линейного трудовых кадров. Повышение эффективности и снижение затрат: учебное пособие / С.В. Иванова. – М.: Альпина, 2019. – 130 с.
12. Иванова, С.В. Оценка компетенций методом интервью. Универсальное руководство / С.В. Иванова. – М.: Альпина, 2019. – 160 с.
13. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор кадров при найме и аттестации, высвобождение трудовых кадров: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2020. – 80 с.
14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – М.: КноРус, 2020. – 208 с.
15. Корнийчук, Г.А. Прием и увольнение работников. Оформление трудовых отношений, подбор и оценка трудовых кадров / Г.А. Корнийчук, С.В. Козинцева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 160 c.
16. Кочнева, П.А. Традиционные и нетрадиционные методы оценки трудовых кадров / П.А. Кочнева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2018. – № 1. – С. 170-174.
17. Масниченко, А.В. Подход к формированию эффективной системы KPI / А.В. Масниченко // Альманах современной науки и образования. – 2020. – № 2 (69). – С. 107-110.
18. Мизинцева, М.Ф. Оценка трудовых кадров: учебник и практикум / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. – М.: Юрайт, 2019. – 378с.
19. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом. Исследование. Оценка. Обучение: учебник / Е.Б. Моргунов. – М.: Юрайт, 2019. – 562с.
20. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2019. – 532 с.
21. Орлова, М. А. Зарубежный опыт оценки и оценки претендентов при приеме на работу, или как попасть на работу в иностранную компанию / М.А. Орлова // Молодой ученый. – 2019. – №12. – Т.1. – С. 170-174.
22. Старцева, Н.В. Разработка ключевых показателей эффективности на основе принципа соприкосновения интересов между подразделениями предприятия / Н.В. Старцева, Е.Н. Кошкина // Вестник МИЭП. – 2020. – № 2 (11). – С.68-77.