Фрагмент для ознакомления
2
номере. Поэтому следует быть очень внимательным при выборе хостела, чтобы защититься от неприятных «сюрпризов» по приезде.
Рассмотрев отличительные особенности хостелов, можно сделать вывод о том, что по сравнению с обычными гостиницами постояльцев хостела ждет весьма ограниченный набор гостиничных услуг и аскетичные условия проживания, что можно отнести к минусам данного средства размещения.
В связи с этим обстоятельством хостелы накладывают ограничения на потребительскую аудиторию. Так они в основном пользуются спросом у молодежи, которая любит путешествовать и желает сэкономить на такой довольно затратной статье, как проживание. Помимо молодежи хостелы выбирают также социально активные лица (спортивные команды в период прохождения соревнований, музыканты и художники, различные паломники и ряд людей творческих профессий).
При этом хостелы имеют ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами средств размещения: низкая стоимость проживания (в несколько раз меньше, чем стоимость проживания даже в самых недорогих классических гостиницах); особая атмосфера, присущая только хостелам; возможность завести новые знакомства и найти новых друзей.
1.2 Правовые основы работы хостелов
Законодательство, регулирующее деятельность хостелов в России, на сегодняшний день находится в стадии становления, система лицензирования подобной деятельности не предусмотрена.
Организация и ведение хозяйственной деятельности хостелов находится в правовом поле российского законодательства и как любая другая деятельность по ведению гостиничного бизнеса обязана выполнять требования Жилищного, Гражданского и Трудового кодексов Российской Федерации; установленные требования к зданиям, помещениям, оборудованию; нормам пожарной и санитарно-гигиенической безопасности; санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; уровню предоставляемых гостиничных и туристических услуг, с учетом которых в 2014 году был разработан ГОСТ Р56184-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» (введен в действие с 01.01.2015г.). Данный документ можно считать базовым для деятельности хостелов в РФ.
В данном ГОСТе дано определение понятия «хостел (hostel)», обязательные и рекомендованные к соблюдению требования, принципы деятельности, правила проживания, а также требования к зданиям, оборудованию, оснащению и номерам (жилым комнатам).
«Хостел – экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Размещение – предоставление минимального набора услуг для ночлега, включая санитарно-гигиеническое оборудование» [7].
Также в данном ГОСТе закреплены основные принципы функционирования хостелов, предусмотренные как международными стандартами, так и российскими организациями, такими как СЭС, Пожарная охрана и другими.
В основном требования к хостелам совпадают с международными, однако есть и отличия. Так, российские хостелы должны быть обеспечены санузлами из расчета не менее одной туалетной кабины и одного умывальника на 15 человек и не менее одной душевой кабины на 15 человек. Одно из важнейших требований: жилые комнаты хостела не могут быть расположены в цокольных или подвальных этажах, а также в них обязательно наличие окон. [7]
Термины и определения, употребляемые в организации и функционировании хостелов (размещение, типы тарифов, кроватей, санитарно-технического оборудования номеров, услуг, технического оснащения и оборудования), установлены в ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» и ГОСТ Р 54606-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги малых средств размещения. Общие требования» [3.3 и 3.4].
В ГОСТ Р 56184-2014 установлено следующее:
1. Хостелы могут создаваться организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями;
2. Хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти [1.1 – 1.6];
3. Хостелы, входящие в региональные российские, международные и другие объединения хостелов, должны дополнительно соответствовать требованиям стандартов, принятых в этих организациях, не противоречащих российскому законодательству;
4. По количеству постояльцев они делятся на 3 типа: большие - свыше 50, малые – от 25 до 50, мини-хостелы - вместимостью до 25 постояльцев;
5. Установлены общие требования и рекомендации к зданиям, помещениям (комнатам/номерам), прилегающей территории, техническому оборудованию и оснащению;
6. Хостельер обязан устанавливать правила проживания в конкретном хостеле, которые должны размещаться в доступном для гостей месте; обеспечивать контроль за соблюдением правила проживания; соблюдать установленные основные принципы при обслуживании гостей;
7. Необходимая и достоверная информация о хостелах и предоставляемых в них услугах должна соответствовать установленным требованиям и [1.5 и 3.6];
8. Должны быть обеспечены безопасные условия для жизни и здоровья проживающих гостей, сохранность их имущества [1.2,1.3, 1.4 и 3.2], соблюдаться требования пожарной безопасности [1.4], санитарно-эпидемиологические требования [2.3 и 5].
Запрещается хранение и использование взрывчатых, опасных химических веществ; выполнение работ, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания гостей и жителей дома; нарушение прав и законных интересов жителей дома; захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов, лестничных клеток и пролетов, чердаков и других помещений;
8. Персонал хостела должен иметь профессиональную подготовку [3.8], соблюдать требования законодательства Российской Федерации, санитарно-гигиенические требования, меры пожарной безопасности, правила охраны труда и техники безопасности, правила личной гигиены, следить за своей внешностью, проходить медицинские освидетельствования.
Регулирование персонала гостиничных предприятий базируется, прежде всего, на использовании трудового законодательства и различных организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия; налаживании партнерских отношений и сотрудничестве с профсоюзами, советах трудовых коллективов и других организаций, влияющих на персонал; обеспечении безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников.
Основным регламентирующим управление персонала хостела правовым нормативным документом в сфере гостиничной деятельности, как и во всех остальных сферах, является Трудовой Кодекс.
На протяжении последних четырех лет в нашей стране ведется активная дискуссия между сторонниками и противниками функционирования хостелов в жилых помещениях. Группа депутатов во главе с председателем думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галиной Хованской внесла законопроект о запрете хостелов в жилых домах в аппарат нижней палаты парламента еще 7 сентября 2015 года, 13 мая 2016 года закон был принят в первом чтении. [10]
Основная идея, сформулированная в так называемом «Законе Хованской» состоит в том, что использование жилых помещений в качестве мини-гостиниц ведет к нарушению прав жителей домов, проживающих в смежных с хостелами квартирах. Кроме того, деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения в нежилое, должен быть организован отдельный вход, соблюдаться требования пожарной безопасности и гигиенические нормативы. [10]
Противники законопроекта о запрете хостелов в жилых домах говорят, что новый закон может лишить работы тысячи предпринимателей и уничтожить рынок объемом не менее 3,5 млрд. рублей. Особенно пострадает рынок хостелов Санкт-Петербурга.
С другой стороны, этот закон имеет ряд значимых преимуществ. Большинство людей, открывающие хостелы в собственных квартирах, вкладывают минимум средств в их оснащение и не сильно заботятся об