Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. ………………………………………………………..…….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ …5
1.1 Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ……………………………………………………………..5
1.2 Методические аспекты формирования личностных компетенций обучающихся по предмету «история»………………………………………..…9
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………….....16
2.1. Педагогический практикум по формированию личностных компетенций обучающихся 5 класса на примере Александра Македонского……………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………..27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в обществе порождают необходимость выработки каждому человеку собственного отношения к происходящему. Самоопределение связано с принятием человеком жизненно важных решений, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: поиск новой работы, определение сферы деловой активности, участие в выборах и пр. Также самоопределение играет важную роль в понимании собственной идентичности, в выборе собственного жизненного пути [1].
Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения.
Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.
Целью современного образования является не только получение знаний, но и познавательное, личностное развитие обучающихся.
Особое внимание в научной литературе при анализе процесса формирования личностных образовательных результатов уделяется проблеме формирования мировоззрения обучающихся, что «вытекает из новых подходов к изучению исторического прошлого, перестройки школьных курсов, основанных на потребностях реформирующегося общества в воспитании подрастающего поколения». Результаты сформированного мировоззрения ученые (философ А. Швейцер, М.П. Арутюнян, Д.А. Леонтьев, С.А. Никольский, Н.С. Рыбаков, В.Н. Сагатовский, А.Г. Спиркин, А.И. Столетов, Н.С. Розов, Р.Г. Яновский и др.) видят в обретении личностной идентичности, готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельном и независимом определении жизненных целей и выборе будущей профессии [8].
Целью нашего исследования является выявить особенности процесса формирования личностных компетенций обучающихся 5 класса на примере деятельности Александра Македонского.
Объект исследования: личностные компетенции обучающихся.
Предмет исследования: процесс формирования личностных компетенций обучающихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования личностных компетенций обучающихся.
2. Проанализировать личностные компетенции по предмету «история» .
3. Организовать педагогический практикум по формированию личностных компетенций обучающихся 5 класса на примере Александра Македонского
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1.Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области [24].
Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым.
Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным». Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени [17].
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).
Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам [21].
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.
Выделяют следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алиева, Л.В. Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания / Л.В. Алиева. – Псков: ПГУ, 2013 – 104 с.
2. Архипова, С.В., Вяземский, Е.Е., Карпова, В.В. Особенности методики преподавания пропедевтического курса истории. Учебно-методическое пособие/ С.В. Архипова, Е. Е. Вяземский, В. В. Карпова. -М.: АПКиПРО, 2001– 78с.
3. Бахмутова, Л.С.Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для вузов/ Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая.- Москва : Издательство Юрайт, 2021.- 274с.
4. Белявский, И. В., Павлов, Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов/ И. В. Белявский.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.
5. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
6. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 135с.
7. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе [Текст]/ М. В. Короткова, М. Т. Студеникин.- М.: Владос, 2009.
9. Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков: практическое пособие / О. Г. Набатова.- 2-е изд., стер.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 382с.
10. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 1: практическое пособие/ М.Л.Несмелова, А.Ю. Несмелов.- 2-е изд., стер.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 371с.
11. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 2: практическое пособие/ М. Л. Несмелова, А.Ю.Несмелов.- 2-е изд., стер.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 316с.
12. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие/ Н. Ю. Никулина. – Калининград: Калининград. ун-т, 2000 -95 с.
13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-184с.
14. Страхова , Н. В., Харитонова, Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие/Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 - 166 с. - (Федеральные государственные образовательные стандарты).
15. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории. Часть 1 / А.Т. Степанищев. - М.: Владос, 2002. - 304 c.
16. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. - М.: Книга по Требованию, 2002. - 202 c.
17. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории: учебное пособие для вузов/ Е.В. Сторожакова.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 305с.
18. Сычева, Т. А. Методика преподавания истории и обществознания : учебное пособие / Т. А. Сычева. - Кемерово : КемГУ, 2014. - 107 с.
19. Тевикова, Т.В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования // Образование в современной школе. – 2013 – №2. – С. 20–22.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
21. Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы : учебное пособие / А. С. Чумакова. - Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. - 48 с.
22. Шевченко, Н. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. -М. : Просвещение, 2012. - 128 с.
23. Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарлупина – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014 – 387 с.
24. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов/ В.В. Шоган, Е. В. Сторожакова. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 433с.
25. Шоган, В.В.Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е. В. Сторожакова.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 301 с.