Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность избранной темы обоснована тем, что групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширило сферу научных исследований, придало педагогической теории прикладной характер.
Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у студентов к специальности «дизайн». К большому сожалению, школьные предметы: «Художественный труд», «Рисование», «Мировая художественная культура» из–за нехватки времени предполагают лишь обзорное знакомство с историей и современным дизайном. Необходимость разработки связана с отсутствием достаточного количества программ профильного уровня, которые могли бы дополнить учебные предметы в области гуманитарного и художественно – эстетического цикла.
Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, студенты хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.
Объект исследования – коллективная творческая деятельность.
Предмет исследования – методы реализации коллективной творческой деятельности.
Цель исследования: изучение методики коллективной творческой деятельности на занятиях по ландшафтному дизайну.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коллективной творческой деятельности.
2. Изучить стили ландшафтного дизайна.
3. Определить коллективную творческую деятельность на занятиях по ландшафтному дизайну.
4. Определить рекомендации по выбору методов и приёмов обучения.
5. Изучить методические рекомендации по использованию эффективных методов обучения студентов на занятиях по ландшафтному дизайну.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложения
1 Теоретические аспекты изучения коллективной творческой деятельности на занятиях по ландшафтному дизайну
1.1. Понятие коллективной творческой деятельности
Коллективная творческая деятельность как средство воспитания обоснована и описана в ряде работ И.П. Иванова. Особое место среди них, на мой взгляд, занимает монография, которая называется «Коллективное творческое дело как комплексное средство воспитания».
Вышла эта книжка небольшим тиражом в издательстве ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1983 году. Она представляет собой обобщение многолетнего системного исследования, написана, как и многие другие работы, предельно лаконично и одновременно исчерпывающе. Понимая роль этой книги для осознания педагогического наследия академика И.П. Иванова, необходимо подчеркнуть, что это последняя работа, созданная им до долгой болезни, в результате которой была потеряна речь и существенно ограничены возможности продолжения научной работы. Сжатость изложения материала в этой книге напоминает скорее логические формулы, чем обычный для педагогической литературы повествовательно-описательный язык. Эта манера письма свойственна и для ряда других работ И.П. Иванова. Его книги открываются не всем, и об этой их особенности хотелось бы сказать отдельно .
Объяснение этому кроется в самом феномене коммунарского коллектива, являющегося скорее исключением, чем правилом в истории советской педагогики. Данный опыт был настолько опережающим время, что С.Л. Соловейчик, журналист, объединивший на страницах газеты «Комсомольская правда» клубы юных коммунаров, вынужден был, после запрета клубов соответствующими инстанциями, говорить о том, что по-настоящему осознают ценность коммунарской методики и будут готовы её использовать во всей полноте где-нибудь в XXIII веке. Такая уж судьба данного явления в педагогической науке, что полного проникновения в сущность, закономерность, принципы, методы и средства воспитания, выстроенные в педагогике общей заботы, не дано почувствовать и принять в полной мере тем, кто не имеет опыта жизни в коммунарском коллективе.
И.П. Иванов стремился сохранить уникальность, самобытность созданного им социально-педагогического открытия, бережно относился к каждой детали, к каждому слову, отделяя «нашенское» (так он часто говорил) от чуждых коммунарству проявлений. Одновременно он хотел быть понятым современниками, хотел показать все богатство открывшегося нам мира коллективного творчества, хотел увлечь перспективой разработки, изучения и распространения методики воспитания, которая строится на макаренковском наследии .
В процессе разработки методики возник особый ряд терминов и понятий, своеобразный внутренний язык, который позволял сохранить целостность методического ряда, отразить своеобразие жизнедеятельности коммунарского коллектива. К таким новым для того времени понятиям относится прежде всего сам термин — «коллективное творческое дело». Дело, а не привычное слово «мероприятие», вызывало в ряде ситуаций жгучие дискуссии, нам даже приписывали тягу к блатной лексике («...раз пошли на дело...»). Вызывали возражения и такие необходимые для коллективной творческой деятельности понятия, как совет дела, дежурный командир, сбор-старт, сбор- «Огонёк», разведка полезных дел, чередование традиционных творческих поручений, лагерный сбор и т.д. Слова, которые использовали разработчики, были в определённой мере известны и раньше, но вот их содержание, наполнение приобретало совершенно новое качество.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
2. Балакина, А.А. Социологическое исследование учебной мотивации студентов аграрного вуза / А.А. Балакина / Экономические и кадровые аспекты развития агропромышленного комплекса: сборник статей. Екатеринбург: Уральский ГАУ, 2021. – С. 39 – 43.
3. Бердник, Т.О. Аксиологические факторы эффективности экологической рекламы / Т.О. Бердник // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. Материалы международной научной конференции. ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет». 2017. – С. 20-22.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
5. Воронова, О.В. Ландшафтный дизайн для стандартных участков / О.В. Воронова. — М.: Эксмо, 2017. — 352 c.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
7. Гриц, Н. В. Основы ландшафтного дизайна : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Гриц. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 116 с.
8. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2019 – 56 с.
9. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
10. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
11. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
12. 163. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
13. Максименко, А.П. Ландшафтный дизайн: Учебное пособие / А.П. Максименко, Д.В. Максимцов. — СПб.: Лань, 2019. — 160 c.
14. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
15. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
16. 5. Педагогика физической культуры. Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Неверковича С.Д.. - М.: Academia, 2017. - 400 c.
17. 6. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
18. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
19. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
20. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
21. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. — М.: АСТ, 2017. — 192 c.
22. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками — от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. — М.: Эксмо, 2017. — 352 c.