Фрагмент для ознакомления
2
обоснованию начальной минимальной цены контракта (НМЦК) . Была дана возможность обсуждение цены контракта.
Четвертая ступень – был разработан Порядок общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб. Это позволило повысить уровень информативности о проводимых торгах и аукционах. Госзакупки должны быть открытыми и прозрачными. Однако еще не совсем данные принципы реализуются и до сих пор. Генпрокуратура привлекла к ответственности более 9000 чиновников за нарушения в сфере госзакупок. За 2015 год зафиксировано более 30000 и хищений денежных средств, и заключений госконтрактов по завышенным ценам, и сговоров .
Сегодня закон №44-ФЗ – это новые правила. Важный момент в №44-ФЗ – он относится в первую очередь к Заказчикам. С введением в действие нового закона они обязаны создать контрактную службу и комиссию по осуществлению закупок. Контрактная служба должна быть создана в том случае, если годовой объем закупок будет превышать 100 млн. рублей (объем закупок будет известен после составления плана-графика) .
При этом работники контрактных служб обязаны будут иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
Заказчикам в связи введением реестра банковских гарантий будет достаточно просто проверить подлинность полученной банковской гарантии – ведь по новому закону выданная банковская гарантия должна будет обязательно занесена в реестр. В противном случае Заказчик может отказаться от заключения государственного контракта в связи с непредставлением обеспечения контракта.
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе» различают открытый конкурс и закрытый.
Открытый конкурс это электронные аукционы, запрос корректировок.
Закрытый конкурс - предполагает проведение закрытых конкурсов.
Электронный аукцион — это аукцион, где организатор процедуры через размещенное в ЕИС извещение приглашает принять участие в торгах на специализированных сайтах (электронных площадках). Информация о закупке не ограничена в доступе. Участник, предложивший наименьшую цену, становится победителем. Закон № 44-ФЗ подробно рассказывает об этой процедуре закупок в ст. 59 – 71.
Электронные площадки для аукционов в электронном виде Электронная площадка — это спецсайт в глобальной сети интернет, который служит посредником и помощником между заказчиком (организатором) и участником торгов (потенциальным поставщиком) в проведении электронных торгов. Совместно ФАС и Минэкономразвития отобрали пять электронных площадок, которые в последующем стали основными федеральными. Назовем площадки и их сайты во всемирной паутине :
1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» — www.sberbank-ast.ru
2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru
3. ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru
4. ООО «РТС тендер» — www.rts-tender.ru
5. ЗАО «ММВБ» — www.etp-micex.ru
Для участия в электронном аукционе, потенциальному поставщику необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) и быть зарегистрированным на площадке, проводящей электронный аукцион.
Все расходы, осуществляемые государственными или государственными заказчиками, осуществляются за счет средств соответствующего бюджета. Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и доведении этих средств до него. Главными документами, определяющими объем расходов на содержание аппарата управления, являются штатные расписания и сметы расходов, рис. 6. Организация финансирования государственных закупок проводятся с учетом одного их главных принципов бюджетной системы РФ - эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).
Рисунок 6 - Порядок предоставления денежных средств из государственного бюджета
Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение о финансировании госзаказа должно приниматься на основе расчета бюджетной эффективности.
Мы рассмотрели историю становления госзакупок. Каждый из периодов был важен для развития данной системы. Учитывая плюсы и минусы от пройденных ступеней эволюционной лестницы, можно с большей уверенностью, экономией средств и сил продолжать движение по пути совершенствования госзакупок в нашей стране.
1.2.Госзаказ как инструмент экономического развития
В современных условиях госзакупки стали инструментом для развития экономики России. Они заставили государство выполнять свои функции по назначению: по защите оборонно-промышленного комплекса, по обеспечению продовольственной безопасности страны, по обеспечению социальной безопасности и защиты населения, по развитию культуры и сохранению природных ресурсов, по развитию образования и т.д. Госзакупки позволили создать в стране конкурентный рынок, привлечь иностранных участников. В условиях кризиса значимость системы государственных закупок многократно увеличивается, потребность в госзакупках возрастает. Государство заинтересовано в развитии данной сферы и способствует обеспечению факторов влияющих на конкуренцию, рис. 7.
Рисунок 7 – Факторы развития госзакупок
При полном взаимодействии этих факторов в государственном управлении возрастает энергия предпринимателей и положительные эмоции общества в оценке справедливости расходования средств налогоплательщиков. Кроме того, госзакупки играют роль на инвестиционном рынке. Существующий механизм госзакупок изначально направлен на привлечение ресурсов для развития экономической и социальной системы страны, а это и инвестиции .
Госзакупки – это инструмент формирования Единого экономического пространства. Их роль возросла с формирования Таможенного Союза. Представители Таможенного Союза отмечают, что за счет снятия барьеров в торговле и развития госзакупок они смогли увеличить ВВП на 10-20% .
Однако сегодня межгосударственная система государственных закупок требует совершенствования, и первыми шагами в данном направлении должно стать следующее (рис. 8)
Рисунок 8 – Направления совершенствования межгосударственной системы государственных закупок
Для повышения эффективности государственных закупок требуется огромная аналитическая работа и слаженность всех звеньев механизма социально-экономического развития страны.
Вывод по главе
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В современных условиях госзакупки выступают инструментом реализации концепции госуправления направленной на развитие социально-экономического положения России.
Становление системы госзаказов в России – результат длительных правовых преобразований. Прошло несколько десятков лет, прежде чем схема государственных закупок стала сложенной процедурой и дала первые экономические эффекты. Внедрение Федерального Закона №94-ФЗ датируемого 21.07.2005г. существенно изменило состояние текущих дел, создавая благоприятные условия конкуренции на открытых торгах. Важным достижением принятого закона было развитие информационной инфраструктуры системы госзакупок. Представленный на всеобщее использование сайт госзаказа zakupki.gov.ru, должен был обеспечить главный принцип тендера – публичность и прозрачность его процесса.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что госзаказ из довольно закрытой, доступной только избранным сферы, превращается, правда не так быстро, как хотелось бы, в прозрачную, всем доступную, поддерживающую добросовестную конкуренцию, среду. Далее надо понимать, что это единственный способ получить действительно крупный заказ для небольшой компании, являющейся субъектом малого предпринимательства. Ежегодно государство на удовлетворение собственных нужд тратит около 10 трлн. рублей. Этот огромный бюджет и возможность получить госзаказ для любой компании.
Со стороны госструктур уже взяты под контроль коррупционные схемы госзакупок, и в последнее время все чаще они разоблачаются. Может это и сигнал, что открывается возможность участия в тендерах и аукционах даже не больших компаний.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993(с изменениями от 01.01.2017 г.)/ СПС «Гарант».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 01.01.2017 г.)/ СПС «Гарант».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2013 г.) / СПС «Гарант».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 2.01.2017)
5. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 12.01.2017) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант».
6. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 №218-ФЗ (ред. от 28.06.2016) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант».
7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 21.07.2016) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант».
8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 04.06.2016, с изм. от 21.07.2016) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант».
9. СК-СТО-ПЛ-16-005-2016 Положение о единой комиссии по осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФГБОУ ВПО ВГУЭС: стандарт организации (введен в действие приказом ректора от 24.03.2016 №337).
10. СК-СТО-ПЛ-16-006-2016 Положение о закупочной комиссии создаваемой в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ФГБОУ ВПО ВГУЭС: стандарт организации (введен в действие приказом ректора от 31.03.2016 №360).
Научная литература
11. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов : учебное пособие / Е.Н.Анощенко.- К.: Пирамида.- 2016. – 112 с.
12. Афанасьева Н.В. Прокъюремент в системе государственного регулирования предпринимательства / Под ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: СПбГУЭФ, 2016.- 267 с.
13. Абрамов И. Экопарковка. - М.: Инфра, 2011.-452 с.
Периодические издания
14. Бучинский В.В., Сафонов В.Е. Особенности конституционно – правового регулирования разграничения федерального и регионального законодательства в регламентации вопросов организации местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление № 2. - 2016. – 56 с.
15. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. Об имитационном моделировании экономических процессов средствами специализированной программной среды // Молодой ученый. 2016. №4. С. 88-92
16. Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в образовательном учреждении // Современные научные исследования и инновации. 2016. № № 5-1 (37). С. 24.
17. Ведерникова К.В. Выбор решения для автоматизации закупочной деятельности Владивостокского государственного образовательного учреждения экономики и сервиса (ВГУЭС) // Современные научные исследования и инновации. 2016. Т. 1. № 6 (38). С. 43.
18. Загорский Д.С. Новое законодательство о муниципальной службе. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7. 2016. – С.10.
19. Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований в финансовой сфере: пути совершенствования. // Государственная власть и местное самоуправление. № 5. 2016. –С.2-9.
20. Кийкова Е.В., Малышева Л.А., Овсянникова Г.Л., Повышение эффективности процесса закупок на основе системы показателей // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №4. С. 93-100
21. Овсянникова Г.Л., Кийкова Е.В. Организационное моделирование процесса управления закупками для нужд образовательного учреждения // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (81). С. 96-105
22. Пикулькина, A.B. Экономика муниципального сектора Текст.: М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 9.
23. Смотрицкая, И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы Текст.: (научный доклад). М., Институт экономики 2013. – 154 с.
24. Fahey L., Narayanan V.K. Macroenvironmental analysis for strategic management. – St Paul: West Publishing, 2014
25. Johnson G., Scholes K., Whittington R. Exploring corporate strategy, 8th ed. – Harlow: Pearson Education Limited, 2015
26. Simons R. “Control in an age of empowerment” // Harvard Business Review. – vol.73. – issue 2. – 2015
27. Simons R. “How new top managers use control systems as levers of strategic renewal” // Strategic Management Journal. – vol.15. – 2014. – pp. 169-189
28. Transparency International, Corruption perceptions index 2014, [Электронный ресурс], доступно по адресу: http://cpi.transparency.org/cpi2014/results/
29. Winstanley D.D., Sorabji S., Dawson S. “When the pieces don’t fit: a stakeholder power matrix to analyse public sector restructuring” // Public Money and Management. – April-June. – pp. 19-26
30. Whittington R. “Organisational structure” in Faulkner D.O and Campbell A. (eds.) The Oxford handbook of strategy, vol.2. – Oxford: Oxford University Press, 2013