Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретенным младшими школьниками при изучении родного языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам. Одним из разделов русского языка является морфология.
Морфология содержит сведения о грамматических классах слов русского языка, об образовании форм и систем форм, о морфологических категориях, в которых эти формы реализуются.
Образовательная ценность морфологии заключается в том, что она помогает ребенку понять природу языковых явлений, осознать сложность, богатство и красоту родного языка.
В рамках раздела «Морфология» дети изучают тему «Имя существительное». Работа над темой «Имя существительное» представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с первого класса.
Эффективность процесса формирования предметных результатов по теме «Имя существительное» в школе зависит от того, какие технологии и методические приемы выбирает учитель для формирования понятия род и число имени существительного».
Объект исследования – процесс активизации учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного.
Предмет исследования – методические приемы активизации учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного
Цель исследования – выявить методические приемы формирования активизации учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного.
Гипотеза исследования: активизации учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного будет более успешным, если применять разнообразные методические приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, мотивирующие их к самостоятельной поисковой работе.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы было сформулировано четыре задачи исследования:
1. Проанализировать понятия учебной деятельности в учебно-методической литературе
2. Раскрыть лингвистические особенности изучения имени существительного
3. Выявить уровень учебной мотивации при изучении категории рода и числа имени существительного
4. Комплекс заданий направленных на активизацию учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного
Методы исследования : анализ литературы по исследуемой проблеме , теоретическое обобщение, опытно - экспериментальная работа , методы математической обработки результатов диагностических работ.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса заданий направленных на активизацию учебной деятельности учащихся 5 классов при изучении категории рода и числа имени существительного
Структура работы. КР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАТЕГОРИИ РОДА И ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1.1 Анализ понятия учебной деятельности в учебно-методической литературе
Педагогическая проблема формирования познавательной активности у учащихся стояла остро всегда. Даже Я.А. Коменский подчеркивал «всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению» [14, с. 96].
К. Д. Ушинский подчеркивал важность познавательной активности учащихся «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет» [44, с. 63].
Согласно мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности у детей могут формироваться только при таких обстоятельствах, когда учащиеся сами будут активно добывать новые знания [33, с. 87].
Рассмотрим концепции, в которых отражены главные направления по формированию познавательной активности у учащихся:
1. Теория постепенного формирования интеллектуальных направлений заложены П.Я. Гальпериными и Н.Ф. Талызиной, данная теория указывает на важность умственного развития, начиная с начальной ступени образования, когда ученики должны быть активными и самостоятельными участниками в процессе познания;
2. Концепция развивающего обучения, заложенная Л.В. Занковым, данная теории направлена на усиление роли начального познавательного развития на дальнейшее успешное обучение;
3. Система развивающего обучения, представленная
Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, данная теория направлена на важность развития понимания обучения для самих учащихся;
4. Образовательная система, предложенная И.С.Якиманской, данная теория обуславливает важность и необходимость таких направлений как развитие индивидуальных и познавательных способностей учащихся начальной школы [34, с. 56].
Многие исследователи (С.Т. Шацкий, А.М. Макаренко) уделяли большое внимание познавательному развитию школьников и приводили примеры методических приемов для развития интереса к учению [39, с. 19].
Ш.А. Амонашвили изучал проблему развития интереса в обучении первоклассников. Согласно его исследованиям, интерес к учению воедино связан со всей жизнедеятельностью младшего школьника [39, с. 29].
На современном этапе развития образования главное направление указано в развитии личности, которая будет не просто пользоваться готовыми знаниями, но также уметь их добывать самостоятельно. Прогресс в обществе требует от школьников широкого интереса к познаниям, или познавательной активности.
Итак, познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. Рассмотрим понятие познавательной активности более подробнее.
При всем многообразии подходов к понятию «познавательная активность» можно выделить два наиболее популярных:
1. познавательная активность с точки зрения активной деятельности человека;
2. познавательная активность как определенная черта личностного развития.
Г.И. Щукина, так определяет познавательную активность «свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника» [49, с. 63].
Е. Н. Лекомцева и А. С. Пикина, подчеркивали, что «познавательная активность школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [38, с.
23].
Э.А. Красновский писал «познавательная активность -это проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения» [15, с. 45].
Ш.И. Ганелин подчеркивал важность формирования познавательной активности поскольку «познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [9, с. 37].
Т.И. Шамова подчеркивала, что «мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [47, с. 45].
Основными показателями сформированной познавательной активности учащихся можно назвать понимание важности обучения, осознанность процесса обучения, в том числе и самостоятельного, творческие качества личности, прилежание в процессе обучения, умения самостоятельно решать нестандартные задания и т.д. Важно отметить, что познавательная активность учащихся процесс динамичный и постоянно меняющийся, требующий постоянных волевых усилий.
Таким образом, познавательная активность представляет собой действие осознанного отношения к образовательному процессу, а также к результату познания в целом, как правило такое действие выражено в активном желании ребенка учиться и познавать новое, самостоятельно преодолевая трудности за счет волевых усилий и активной интеллектуальной работе. Анализируя определения, можно заметить следующее:
термин «познавательная активность» как правило раскрывается через такой термин как «познавательная деятельность», а вот уже
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2014. 811 с.
3. Амирова А.Х. Самостоятельная работа с учебником, как способ активизации познавательной деятельности // Химия в школе. 2017. № 8. С. 50-52.
4. Баранова О.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М.: Каро. 2014. 770 c.
5. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. 2018. N 3. С. 83-86.
6. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : АСТ, 2012. 298с.
7. Бондарева И.И. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. М.: АРКТИ, 2013. 325с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 286с.
9. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 160 c.
10. Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. М. : ЛТУ, 1982. 250 с. 11. Губарева Л.И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. 2014. N 2. С. 61-62.
12. Зимняя И.А. Исследовательская работа. Ижевск : ИЦКПС, 2001. 103с.
13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников. СПб. :Информ-Пресс, 2012. 385с.
14. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании, 2017. N 5. С. 14-16.
15. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1982. 665с.
16. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989. №5. С. 9-15.
17. Коноваленко В.В. Карточки и дидактически игры для дошкольников и младших школьников. М. : ГНОМ и Д, 2016. 339 c.
18. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2014. 312с.
19. Крутецкий В.А. Психология. М.: Инфра-М, 2012. 164с.
20. Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. 2015. N 2. С. 55-56.
21. Лапенок М.В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. 2014. N 2. С. 60-64.
22. Леонтьев А.М. Психическое развитие. М. : Наука, 2013. 498 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология. М. : ЮНИТИ, 2013. 289с. 24. Мухамадиярова Г.В. Исследовательская культура учащихся. Казань, 2007. 234 с
25. Мухина В.С. Формирование исследовательских умений младших школьников //Дисс. ... канд. пед. наук М. : 2011. 159 с.
26. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. 2012. N 6. С. 35-38.
27. Немов Р.С. Психология : учебник для вузов. М. : Инкос, 2010. 606 с.
28. Паскевич Н.В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) // Педагогическое образование и наука. 2017. N 4. С. 82-84.
29. Петунин О.В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. 2004. N 6. С. 62-76.
30. Психология : Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М. : Академия, 2012. 352 с.
31. Примерные программы начального общего образования. М. :
Просвещение, 2015. 339 с. 32. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности М. : Просвещение, 2011. 350 с.
33. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. М. : Просвещение, 2011. 157 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : пособие для педагогов. Ярославль : Академия развития, 2012. 236 с. 35. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода. М. : Просвещение, 2016. 479 с.
36. Савенков А.И. Маленький исследователь. Ярославль : Академия Холдинг, 2012. 208 с.
37. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Фёдоров, 2010. 192 с.
38. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М. : Просвещение, 2015. 342 с.
39. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников // Дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 203 с.
40. Середенко П.В. Исследовательская работа со школьниками. М.: МПГУ, 2006. 110 с.
41. Соловейчик М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. 256 с.
42. Тихонова Т.Е. Индивидуальная тетрадь младшего школьника по творческой работе. М. : Легион, 2014. 626 c.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. : ТЦ Сфера, 2012. 208с.
44. Узорова О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы. М. : АСТ, 2012. 850 c.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. М. : Дрофа, 2005. 640 с.
46. Ушакова О.Д. Интересный русский язык для младших школьников. М. : Литера, 2018. .136 c.
47. Шамардина Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. 2016. N 4. С. 57-62. 48. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
49. Шиленков Р.В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения [Текст] /Р.В. Шиленков // Химия в школе. — 2016. - N 5. — С. 58-61.
50. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 1986. 144 с.
51. Воронцов А.Б. Выявление уровня познавательной активности младших школьник. URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
52. Замбацявичене Э., Чупров Л. Диагностика младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
53. Савенков А.И. Развитие познавательной активности. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
54. Райков Б.Е. Исследовательский метод. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
55. Шушарина Н.Н, Кортнева К.П. Классификация исследовательских умений. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).