Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей старшего дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это обусловлено малоподвижным образом жизни, не соблюдение режима дня, ношение неправильно подобранной обуви (тесной, разношенной, на толстой подошве), также избыточный вес и ожирение. В связи с этим возникает необходимость организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность оздоровительных воздействий и способствовать укреплению здоровья детей.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется такими нормативно–правовыми документами, как Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 октября 2013 г. №1155).
Согласно статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ дошкольное образование направлено на «…сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 1.6. сказано, что одной из основных задач стандарта является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В соответствии с пунктом 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает «приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения».
Дошкольный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Двигательные возможности детей, обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций.
В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в Российской Федерации приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата у детей и составляет от 30 до 70%. Оно негативно сказывается на состоянии здоровья, так как, изменяя статику, приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Тяжелые формы плоскостопия могут привести даже к инвалидности.
По определению автора учебника С. Н. Попова «лечебная физическая культура», «плоскостопие – это деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее продольных сводов, в сочетании с пронацией пятки и субнациональной контрактурой переднего отдела стопы».
Н.А. Белая говорит о том, что лечебная физкультура должна быть направлена на укрепление мышечно-связочного аппарата, поддерживающего свод стопы, и предлагает применять общеукрепляющие и специальные упражнения.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Изучением проблемы плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста занимались исследователи: Вартанян В. Е, Жилов Ю. Д, Нарскин Г. И, Пенькова И. В, Шульгин Е. А. В исследованиях рассматривали степень распространенности плоскостопия среди детей дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме физической реабилитации детей старшего дошкольного возраста, страдающих плоскостопием, в настоящее время отсутствуют высокоэффективные педагогические технологии коррекции плоскостопия, основанные на интеграции комплекса общепринятых и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры.
Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна.
Физические упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия нужно заниматься с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.
В системе мер по предупреждению плоскостопия у детей главная роль отводится средствам физического воспитания и, в частности, физиче-ским упражнениям, механизмы про¬филактического и коррекционного воздействия которых в настоящее время достаточно хорошо изучены. Однако, хотя программами по до¬школьному физическому воспитанию предусмотрено формирование сводов стопы у детей, не обусловлены сред-ства и методы решения этой задачи, а сложившиеся подходы, как очевид-но, являются недостаточно эффектив¬ными.
Таким образом, существуют проти¬воречия между:
-социальной потребностью в пре¬дупреждении плоскостопия у детей и фактическими возможностями ДОУ в её реализации.
-необходимостью повышения профилактической эффективности средств физического воспитания, ис¬пользуемых в ДОУ, и отсутствием научно обоснованной системы их применения в предупреждении плос-костопия у дошкольников.
-необходимостью совершенство¬вания профилактической физкуль-турно-оздоровительной работы в ДОУ и недостаточным уровнем её научно-методического обеспечения в педагогической науке и практике, не позволяющим в полной мере использовать возможности физвоспитания в предупреждении плоскосто¬пия у детей.
Исходя из этого, возникает острая необходимость повышения активности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения функции стоп, с помощью эффективных, мощных по воздействию на стопу физических упражнений.
На основе выявленной проблемы была определена тема исследования:
«Игры и упражнения как средство профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс профилактики нарушения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста и разработка комплекса игр и упражнений.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования своды стопы у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль игр и упражнений, направленных на плоскостопие детей старшего дошкольного возраста
4. Охарактеризовать формы, методы и средства профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Осуществить подбор диагностического инструментария для выявления исходного уровня сформированности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
6. Подобрать содержание и разработать комплекс игр и упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (анализ комплекса игр и упражнений для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста).
Теоретические основы исследования:
1. Т.А. Швалева разработала и утвердила комплекс упражнений, основанных на «Игровых лабиринтах».
2. С. Н. Попов, Н. В. Валеев, Т. С. Гараснева исследовали учебное пособие - «Лечебная физкультура», данное пособие предлагает лечебные физические упражнения как средства профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
3. Т. Сулимцев и Т.Шанина обозначили, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения аппарата стопы, использовать игровые задания: «Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы», «Не урони мяч» и т.д.
Глава теоретическая
1.1.Физическое развитие детей дошкольного возраста как психолого - педагогическая проблема
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физическое развитие. Поэтому необходима система контроля за, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития [7, с. 45].
Проблемы физического развития детей всегда были в центре внимания педагогов. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста является важнейшей частью системы воспитания в целом. В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического развития и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедарева М.С. Профилактика и лечебные физические упражнения при плоскостопии / М.С. Бедарева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 33. - С. - 90-91.
2. Беленький, А.Г. Плоскостопие: проявление и диагностика [Электронный ресурс] / А.Г. Беленький // Consiliummedicum. - 2005. - Режим доступа:http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=140196.
3. Брянчина, Е. Б. Давайте попрыгаем / Е. Б. Брянчина // Теория и практика физической культуры. Научно-практический журнал - 2015 - № 10 С. 25.
4. Брянчина, Е. Б. Прыжковые упражнения на мягкой опоре как одно из средств снижения ударной нагрузки на стопу и общего укрепления организма / Е. Б. Брянчина // Теория и практика физической культуры. Научно-практический журнал - 2016 - № 2 - С 12.
5. Галкин Ю.П. Стопа спортсмена: строение, функции, профилактика плоскостопия / Ю.П. Галкин, О.А.Комачева: монография. - Смоленск: Издательство: Смоленская гос. акад. физической культуры, спорта и туризма, 2011. - 156 с.
6. Гацкан О.В. Профилактика и коррекция плоскостопия: обзор литературы // МНИЖ. 2020. №12-2 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-i-korrektsiya-ploskostopiya-obzor-literatury (дата обращения: 26.02.2022).
7. Деформации стопы: в 3 т. Т. 2 / под ред. А. М. Волкова. - М., 2014 - 702с.
8. Зарафутдинова, И. А. Физическое развитие детей дошкольного возраста с профилактикой плоскостопия / И. А. Зарафутдинова // Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности : Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 09–10 марта 2021 года. – Екатеринбург: [б.и.], 2021. – С. 65-69.
9. Зилов, В. Г. Физиология детей и подростков / В. Г. Зилов, В. М. Смирнов. - М: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2008. - С. 218.
10. Козлова В.И. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 2001г.).- Волгоград, 2003. — С. 13-28.
11. Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. Физкультуры, воспитателей и родителей/О. В. Козырева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - С. 3 - 18.
12. Козырева, О. В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/ О. В. Козырева, Т. И. Губарева, Н. Н. Ларионова. - Ростов н/Д., 2013. - С 128 - 135.
13. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) : метод. пос. / О.В. Козыре¬ва. - М. : Просвещение, 2006 .- 112 с.
14. Комачева, Олеся Александровна. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Комачева Олеся Александровна; [Место защиты: Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма].- Смоленск, 2012.- 169 с.
15. Костенко Е.Г. Методология модернизации занятий в оздоровительной группе с детьми младшего школьного возраста / Е.Г. Костенко, В.Л. Соколов // Образование: опыт и перспективы развития. Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары, 2019. - С. 52-62.
16. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. - Санкт-Петербург: Изд-во «КОРОНА-Век», 2007. - 72 с.
17. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии : учеб. пос. / И.Д. Ловейко. - Л. : Медицина, 1982. - С. 122-132.
18. Лосева, В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет : профилактика и лечение / В.С. Лосева. - М. : Сфера, 2004. - 60 с.
19. Малозёмова, И. И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические методические основы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
20. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: практ. Пособие / О. Н. Моргунова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 109 с.
21. Нарскин, Г. И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно- двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста / Г. И. Нарскин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 30 - 32.
22. Пенькова, И. В. Состояние опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста./ И. В. Пенькова// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 53 - 57.
23. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников / Е.И. Подольская. - Москва: «Издательство: Скрипторий 2003», 2009. - 79 с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвщение, 2011 – 174с.
25. Профилактика плоскостопия у старших дошкольников средствами физической культуры / О. А. Голубева, Е. В. Давыдова, В. В. Алонцев, О. В. Светус // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 95-98.
26. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2003 – 640 с.
27. Соломин, В. Ю. Компьютерная плантография как метод диагностики плоскостопия: возможности и перспективы / Вит. Ю. Соломин, К. Федотов, Вяч. Ю. Соломин, Ю.Т. Игнатьев // Омский научный вестник. - 2015. - №4 (33), декабрь. - С. 212 - 214.
28. Сорокин, А. П. Механизмы формирования плоской стопы и профилактика. / А. П. Сорокин // Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата: Сборник научных трудов. - Омск, 2012. - С. 19 - 23.
29. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия, 2011. - С. 77 - 92.
30. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 - 7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М.: Издательство «Академия», 2011. - С. - 181.
31. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ.в. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.
32. Струкова Т.С. Создание единого здоровьесберегающего пространства для профилактики плоскостопия в условиях дошкольного учреждения и семьи / Т.С. Струкова, И.В. Чубаковская // Вестник Воронежского института развития образования. - 2019. - № 4. - С. 158-161.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического развития и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000 – 480 с.
34. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1994. – 208с.
35. Шарманова С.Б. профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учебное пособие / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров. - Челябинск: Издательство: Уральская государственная академия физической культуры, 1999. - 112 с.
36. Шарманова, С.Б. Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия у де¬тей : учеб.-метод. пособие / С.Б. Шарманова, Е.В. Орешкова. - Челябинск : Уральская Ака¬демия, 2011. - 108 с.
37. Шарманова, С.Б. Профилактика и кор¬рекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.Б. Шармано¬ва, А.И. Фёдоров // Начальная школа: плюс- минус до и после, 2001. - № 11. - С. 15-20.
38. Швалева Т.А. Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста на основе "игровых лабиринтов" / Т.А. Швалева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 150-151.