Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, изменение института семьи, деформация морально-нравственных установок и ухудшение здоровья населения наносит огромный ущерб прежде всего на молодое поколение, что приводит к росту числа детей группы риска. В настоящее время категория «дети группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
Границы понятия «дети группы риска» являются достаточно размытыми, разные авторы дают отличные друг от друга определения и классификации категорий, а в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» употребляется совершенно иной термин «дети в трудной жизненной ситуации». «Трудная жизненная ситуация – положение, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем ему необходима помощь», – определение дается в работе Ю. В. Корчагиной [18, C.114].
Все это затрудняет разработку содержания социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.
Большое внимание изучению категории «дети группы риска» уделяли такие ученые, как И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, которые занимались изучением социально-педагогической поддержки детей группы риска; Е. И. Казакова и В. Е. Летунова составили классификации факторов риска; Л. В. Мардахаев выделил категории группы риска и др.
Категория детей группы риска служит предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций. В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом [10].
Проблема исследования: каково содержание социально-педагогической деятельности с детьми группы риска?
Объект исследования: дети группы риска.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.
Цель исследования: изучить особенности социально-педагогической деятельности с детьми группы риска.
Задачи:
1. Раскрыть понятие: «дети группы риска».
2. Выявить факторы, влияющие на формирование групп риска;
3. Описать психолого-педагогическую характеристику детей группы риска;
4. Раскрыть понятие «социально-педагогическая деятельности» с детьми группы риска;
5. Изучить формы, методы и приемы работы с детьми группы риска.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
1.1 Анализ понятия «дети группы риска»
Для того чтобы решить задачи исследования, необходимо дать характеристику категории «дети группы риска».
В отечественной педагогике особое внимание изучению категории «дети группы риска» уделяли такие ученые, как И. Ф. Дементьева, Е. И. Казакова, В. Е. Летунова, Л. В. Мардахаев, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга.
Л. Я. Олиференко рассматривая термин «дети группы риска», включает в него как педагогические, так и социальные проблемы детей. Данное понятие является достаточно широким и у каждого автора трактуется по-разному.
Обратимся к семантическому анализу слова «риск». До сих пор не сложилось однозначного толкования понятия «риск», хотя вот уже на протяжении многих лет «риск» имеет весомое значение в сознании общества и занимает значительное место в экономической науке и практике. Неоднозначность толкования объясняется, прежде всего, сложностью данного явления и его недостаточным теоретическим изучением.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова указано, что слово «риск» обозначает «возможность опасности, неудачи» [16, C. 34]. Следовательно, риск – это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода какой-либо другой деятельности.
По мнению Л.Я. Олиференко, слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [29, C. 54].
Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создается самими детьми данной категории. Автор отмечает, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, которые своим поведением могли представлять определенную опасность для окружения близких, а также общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
С другой стороны, в современной литературе данную категорию детей специалисты рассматривают с точки зрения риска, которому подвергаются сами дети: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития, обучения и т.д. [29, C. 55].
М. В. Шакурова определяет риск, как «ситуативную характеристику деятельности, означающую неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успеха» [17, C. 63]. Так же она использует еще один термин, который актуален в нашей работе: «Социально педагогический риск – учет и регулирование нежелательных, социально и/или педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий».
Поскольку категория «дети группы риска» имеет широкое значение, появилась необходимость ее дифференциации. В первую очередь обратимся к законодательной базе. Стоит отметить, что такого понятия, как «дети группы риска» там нет, вместо него используется понятие «дети в трудной жизненной ситуации».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации», в Статье 1. «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» предлагаются следующие критерии их дифференциации [1]:
― «дети, оставшиеся без попечения родителей;
― дети-инвалиды;
― дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
― дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
― дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
― дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
― дети-жертвы насилия;
― дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
― дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
― дети, проживающие в малоимущих семьях;
― дети с отклонениями в поведении;
― дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - Текст: электронный // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. Ст. 2022. – URL: http://www.szrf.ru/szrf/oglavlenie.phtml?md=0&nb=100&issid=1002015014000 (Дата обращения 19.02.2022).
2. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В. С, Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с. - ISBN 978-5-85270-230-2. – Текст : непосредственный.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие / Ю. В, Василькова, Т. А. Василькова. - М.: Академия, 2004. - 440 с. - ISBN 5-7695-0526-5. - Текст : непосредственный.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех спец. пед. вузов М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - ISBN 5-93134-195-1. - Текст : непосредственный.
5. Горанская, С.В. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М.: учеб. метод. пособие / С. В. Горанская, О. С. Баранова. - Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. -192 с. - ISBN 5-8430-0062-1.- Текст : непосредственный.
6. Гордеева А.В., Морозов В.В. Реабилитационная педагогика / А. В. Гордеева, В. В. Морозов. - Текст : непосредственный // Социальная педагогика. 2008. - № 1. - С. 107-128.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / О. Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 263 с. - ISBN 978-5-88210-776-4. - Текст : непосредственный.
8. Дмитриева, А.В. Социальный педагог – социальный работник: сущностные различия / А. В. Дмитриева, Т. Р. Алимханова. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с. - Текст : непосредственный.
9. Дружинин, Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке / Н. Е. Дружинин. Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. 2003. [Электронный ресурс] URL: http://career_counseling_support.academic.ru/77 (дата обращения 19.02.2022)
10. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. -368 с. - ISBN 978-5-7695-5397-4. - Текст : непосредственный.
11. Еременко, Н.И. Профилактика вредных привычек / Н. И. Еременко. - М.: Глобус, 2007. - 172 с. - ISBN 978-5-91497-022-9. - Текст : непосредственный.
12. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. Вузов / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с. - ISBN 978-5-7695-4921-2. - Текст : непосредственный.
13. Иванова, Е.В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков / Е. В. Иванова. - Текст : непосредственный. // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации ФГОС: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. А. Худяковой. Пермь: ПГГПУ, 2012. - С.37-44.
14. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): электронный учебник. Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова. 276 с. - Текст : непосредственный.
15. Кандратьева О.Ю. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие / Л. Ц. Кагермазова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Кабардино-Балкарский гос. ун-т. - Нальчик : КБИГИ, 2010. - 259 с. - ISBN 978-5-91766-021-9 - Текст : непосредственный.
16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педпгогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с. - ISBN 5-241-00477-4. - Текст : непосредственный.
17. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск: изд-во «Олсиб», 2001. - 251 с. - ISBN 5-901048-06-7. - Текст : непосредственный.
18. Корчагина, Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска социального сиротства: метод. пособие / Ю. В. Корчагина. - М.: МГПИ, 2011. - 140 с. - ISBN 978-5-9954-0108-7. - Текст : непосредственный.
19. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. Вузов / Т. В. Лодкина. - М.: Академия, 2009. - 192 с. - ISBN 978-5-7695-4841-3. - Текст : непосредственный.
20. Лукина, А.К. Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации / А. К. Лукина. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2003. -46 с. - Текст : непосредственный.
21. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с. - ISBN 5-8297-0160-X:3000. - Текст : непосредственный.
22. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445с. - ISBN 978-5-906815-94-1. - Текст : непосредственный.
23. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. - 192 с. - ISBN 5-7695-0844-2. - Текст : непосредственный.
24. Методика работы социального педагога / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Школьная Пресса, 2006. - 96 с. - ISBN 5-9219-0272-1. - Текст : непосредственный.
25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2000. - 200 с. - ISBN 978-5-7695-8842-6. - Текст : непосредственный.
26. Мураткина, Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д. Е. Мураткина. - Текст : непосредственный. // Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. - №4 том 20. - С.169-172.
27. Мураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. авторефер. дис. … к. пед. наук: 19.00.07 / Мураткина Юлия Николаевна; [Место защиты: Сургут. гос. пед. ун-т]. - Сургут, 2010. - 154 с. - Текст : непосредственный.
28. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. 448 с. - ISBN 5-7695-0899-X. - Текст : непосредственный.
29. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева.. - М.: Академия, 2004. 256 с. - ISBN 5-7695-0775-6 . - Текст : непосредственный.