Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [13, с. 3].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как оценочная самостоятельность.
Оценивание и самооценивание в учебной деятельности младших школьников является основным индикатором диагностики проблем обучения, средством осуществления обратной связи и формирования самооценки в процессе обучения.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, и др.).
Необходимость работы учителя в области формирования оценочной самостоятельности младших школьников не вызывает сомнений. Проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде вопроса: как, какими средствами формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников?
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая система оценивания отражает результаты усвоения знаний, а не процесс их усвоения, функцию контроля и оценки в большинстве своём выполняет педагог, что в полной мере не соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в образовании. Значит, необходимо внедрение в образовательный процесс альтернативных способов оценивания и самооценивания, которые позволят формировать оценочную самостоятельность младших школьников.
Объект исследования: развитие оценочной самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: развитие оценочной самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучить условия развития оценочной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выделить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
3. проанализировать понятие и сущность оценочной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения
4. провести диагностику уровня сформированности оценочной самостоятельности младших школьников;
5. дать методические рекомендации по развитию оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования: систематическое включение в уроки приемов формирования оценочной самостоятельности повысит уровень сформированности самоконтроля и самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ научной и методической педагогической литературы;
2) Эмпирические - наблюдение, тестирование.
3) Математические - методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования:
Этапы исследования: Исследовательская работа проводилась с ... по ... и включала два этапа.
Практическая значимость исследования состоит в систематизации средств формирования оценочной самостоятельности младших школьников и в выявлении приемов формирования оценочной самостоятельности младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития оценочной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения.
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
С началом обучения в школе, жизнь ребенка, которая проходила в основном в игровой деятельности, кардинально меняется. Среди важных изменений в жизни ребенка следует, прежде всего, отметить целенаправленное включение в учебную ситуацию и становление учебной деятельности как ведущей, что в итоге сказывается на развитии личности и психики ребенка.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Если говорить о физическом развитии в этот момент, к 7 годам кора больших полушарий мозга считается достаточно зрелой. В это же время совершенствуется работа нервной системы ребенка и развитие головного мозга. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям этого возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы. Дети часто отвлекаются, бывают рассеяны и невнимательны.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. С поступлением ребенка в школу в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность.
Познавательные процессы начинают приобретать целенаправленный, осознанный характер. Дети учатся управлять такими свойствами как память, внимание, мышление.
Память у детей младшего школьного возраста становится опосредованной, то есть дети учатся запоминать, используя при этом разнообразные средства, помогающие запоминанию.
П.И. Зинченко в свое время утверждает, что память младшего школьника по большей части носит все ещё непроизвольный характер, хоть и менее слабо выраженный, как у дошкольников. Это говорит о том, что ученик не ставит перед собой цель выучить или запомнить что-либо. Запоминание происходит чаще всего вне зависимости от воли ученика, а запоминаются именно те моменты, которые имеют яркую эмоциональную окраску. Ученики запомнят то, что вызвало их устойчивое внимание, что является для них актуальным и интересным [10].
Г.А. Урунтаева отмечает, что если в дошкольном возрасте главным видом памяти является образная, то в младшем школьном возрасте создаются условия для развития словесно-логической памяти. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности в младшем школьном возрасте влечет за собой преобразование представления, и как следствие, памяти [24, с. 182].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект // Р. Н. Азимова. - Известия АПАз ССР, 1969.- № 3. - С. 18-22.
2. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста // Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой // Н. Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 1978. - 103 с.
5. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности // А. Б. Воронцов. - М., 2012. - 450 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
7. Готовы ли дети учиться? / ред. М.М. Безруких. – М.: Чистые пруды, 2010. – 31 с.
8. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1000 (дата обращения: 22.02.2022г.).
9. Енжевская М.В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование. – 2010. – № 2. – С. 112-118.
10. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с.
11. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст]: конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2010. – 160 с.
12. Калмыкова, Г.А. Оценочная самостоятельность как условие становления субъектной позиции учащихся в учебной деятельности / Г.А. Калмыкова // Управление качеством образования. - М.: Приор, 2013. - 215 с.
13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / М-во образования Рос. Федерации. - М., 2002. - 28 с.
14. Миндарова В.А. [и др.] Оценка без отметки / под ред. Цукерман Г. А. - М.; Рига: Эксперимент, 1999. – 136 с.
15. Огурцова, М. Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / М. Э. Огурцова, О. А. Томашевская // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 89-96.
16. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
17. Приемы и методики формирования контроль-оценочной самостоятельности у младших школьников [электронный ресурс]: https://scientifictext.ru/images/PDF/2021/74/priemy-i-metodiki-formiro.pdf (дата обращения 22.02.22).
18. Проектирование урока в условиях формирования универсальных учебных действий: материалы участника личностно-ориентированного модуля // А. М. Соломатин, С.Н. Ямшинина, Г. В. Янычева [и др.]; под редакцией Р. Г. Чураковой. - Москва : Академкнига, 2017. - 54 с.
19. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. - 494с.
20. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
21. Психолого-педагогические особенности младшего школьника [электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-mlad.html (дата обращения 22.02.22).
22. Репкин, В. В. Что такое развивающее обучение // В. В. Репкин, Н. В. Репкина. - Москва : Авторский клуб, 2015. - 140 с.
23. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2014. - 448с.
24. Урунтаева, Г. А. Психология изучения дошкольника воспитателем : (История проблемы) / Г. А. Урунтаева. - М. : Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2002. - 214 с.
25. Формирование оценочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС [электронный ресурс]: http://kssh2.ru/sites/default/files/files/2018/04/formir-ocenochnoy-deyatel.pdf (дата обращения 22.02.22).
26. Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования // Г.А. Цукерман. - [Электронный ресурс]: http:// 87.103.175.205/materials (дата обращения 22.02.22).
27. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - Москва : Педагогика, 1982. - 209 с.
28. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности [Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2851.htm#$p285 (Дата обращения 22.02.2022г).
29. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика, 1989. - 554 с.