Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 6
1.1 Сущность понятия «читательский интерес» 6
1.2 Особенности читательского интереса в младшем школьном возрасте 8
1.2.1 Проблемы, связанные с отсутствием мотивации к чтению в начальной школе 10
1.3 Пути развития читательского интереса в младшем школьном возрасте 11
Заключение 15
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге. В связи с этим у многих педагогов возникают трудности в формировании у детей школьного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
В соответствии с ФГОС НОО, младший школьник должен овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознавать значимость чтения для личного развития; понимать роль чтения, использовать разные виды чтения; уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев [19].
Чтение как средство развития личности и успешности образования также является одним из главных звеньев согласно «Национальной программе поддержки и развития чтения» [11].
Таким образом, анализ нормативных источников показывает, что чтение является одним из ключевых факторов формирования полноценной личности младшего школьника.
Среди причин отсутствия мотивации к чтению у младших школьников можно выделить несколько сторон: нехватка подготовленных наставников детского чтения, уменьшение времени для чтения в структуре ежедневного расписания младших школьников. Стоит отметить и долю семейного влияния на интерес к чтению: не все родители заинтересованы в мотивации ребенка к чтению.
Поэтому выбранная тема исследования является критически важной в образовательном процессе школьников.
Цель исследования – изучить методы развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – методы развития интереса к чтению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «читательский интерес»;
2. Описать особенности развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить причины и пути развития читательского интереса в младшем школьном возрасте.
Рассмотрим взгляды разных авторов на содержание понятия «читательский интерес»:
- «это направленный интерес, который раскрывается в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к собственной способности самому добывать этот опыт из книг» [8].
- «желание и потребности к воссозданию смысла чужой речи на основе ее письменной формы: интересе к механизму прочитывания, способу перевода знаков, которые напечатаны, в звуки и осмысление полученных звуковых комплексов» [17].
- «положительное отношение к читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги почитать»); в законченности процессом чтения («не могу оторваться от книги»); стремлении поделиться радостью с другими от общения с книгой («Хочу, чтобы другие об этой книге узнали»)» [18].
Таким образом, проанализировав понятие «читательский интерес» в трактовке различных педагогов-ученых, мы можем прийти к самостоятельному определению данного термина. Читательский интерес, по нашему мнению, – это присутствие у читателя-школьника устойчивого познавательного интереса к книжной продукции.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы.
Теоретическая основа исследования послужили труды известных отечественных методистов (Н. Н. Светловская и др.), а также статьи периодических изданий следующих авторов (Н. Н. Сметанникова, Г. М. Первова, Н. Е. Колганова и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Е. С, Антонова // Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2012. – № 12. – С. 27-28.
2. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. . – С. 15-17. - URL: https://pedlib.ru/Books/4/0256/4_0256-1.shtml (дата обращения 24.0.2022).
3. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко,
Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 1998.
4. Володина, Л. Н. Формирование познавательных интересов у детей / Л. Н. Володина // Журнал «Начальная школа». – 1987. – №5. – С. 61-64.
5. Каширина, М. В. Компоненты интеграции в формировании читательской культуры младших школьников / М. В. Каширина // Журнал «Начальная школа». – 2019.- №5. – С. 45-50. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39139075_97526376.pdf (дата обращения 23.02.2022).
6. Колганова, Н. Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгом / Н. Е. Колганова // Журнал «Начальная школа». – 2013. - №11. – С. 38-42. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21478947& (дата обращения 23.02.2022).
7. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
8. Кочетова, П. Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / П.Б. Кочетова // Журнал «Начальная школа». – 2003. – № 1.
9. Лифинцева, Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта /
Н.И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С. 10-15.
10. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 274 с.
11. Национальная программа поддержки и развития чтения в России. – URL: http://www. ifapcom. ru/files/Programma_chtenia. pdf. (Дата обращения 25.02.2022).
12. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения / Е.В. Никонович // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 18-20.
13. Первова Г. М. Законы формирования круга детского чтения / Г. М. Первова // Журнал «Начальная школа». – 2015. - №1. – С. 17-21. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23585527 (дата обращения 24.02.2022).
14. Решетникова, С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / С.В. Решетникова // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 61-65. - URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1408533022-1849233679.pdf (дата обращения 24.02.2022).
15. Светловская, H. H. Обучение детей чтению : детская книга и детское чтение / H. H. Светловская – M. : Академия, 2010. – 97 с.
16. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: практическая методика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче - Оол. – М. : Академия, 2001. – С. 12-13
17. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире / Н. Н. Сметанникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. - №3. – С. 13-19 . - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15534120 (дата обращения 24.02.2022).
18. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: Как его пробудить? // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 14- 17. - URL: http://www.childlib.ru/dep-adult/daidgest-6.htm (дата обращения 24.02.2022).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – С. 11.
20. Шурпан, О. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения): дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. / О. В. Шурпан; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка – Минск, 1984. – 64 с.
21. Чудинова, В.П. Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. – М.: Просвещение, 2004.