Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время российское общество продолжает испытывать тревогу за духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что среди немалой части детей м подростков нередко проявляется бездуховность, а также отсутствие чувства социальной ответственности за свое поведение. Кроме этого, обостряются конфликтные ситуации, не снижается преступность. Уровень морально-нравственного развитие подрастающего также продолжает оставаться не достаточно высоким. Период младшего школьного возраста достаточно восприимчив к внешним влияниям. Поэтому именно в данном возрасте имеются весьма большие возможности для последовательного и систематического формирования духовно-нравственных ценностей. Это обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Наряду с осознанием значимости формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей, важны еще и эффективные механизмы этого процесса, что и составляет проблему исследования.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе – это целенаправленная деятельность педагога, ориентированная непосредственно на формирование у учащихся начальной школы нравственных чувств, этических представлений и ценностей, а также привития норм и правил поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям, природе, вещам, а также обществу в целом. И особую роль в этом процессе может играть внеурочная деятельность.
В работе будут решаться противоречия между современными требования к сформированности у младших школьников духовно-нравственных ценностей и недостаточно разработанными механизмами реализации данного процесса на базе общеобразовательной школы во внеурочной деятельности.
Цель работы: изучить особенности формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность духовно-нравственных ценностей и значимости их формирования у младших школьников.
2. Выявить отличительные особенности внеурочной деятельности.
3. Проследить опыт учителей начальной школы по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
4. Разработать практические рекомендации для учителей по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования – механизмы формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: Н.Г. Аверина, Г.И. Батурина, Е.А. Бодина, И.А. Галицкая, И.В. Гильгенберг, И.З. Гликман, А.Я. Данилюк, А.Г. Иванова, И.В. Мелик и др.
Методы исследования: метод анализа публикаций по теме исследования, метод сравнения, метод систематизации и логической группировки выявленной информации.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
1.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЗНАЧИМОСТЬ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственные ценности на современном этапе оценить можно степенью гуманизации отношений в конкретном обществе, а также местом нравственности в жизнедеятельности людей. При этом школа выступает в качестве основного социального института воспитания, так как она в первую очередь ориентирована на воспитание высоких нравственных качеств личности школьников. Весь образовательный процесс в рамках школы – это систематизирующий фактор организации жизнедеятельности учеников, поэтому формирование у них духовно-нравственных качеств является его основной задачей.
Нравственное и эстетическое воспитание младшего школьника в настоящее время весьма актуально. ФГОС НОО дает достаточно четкое определение основным принципам построения современного воспитательного процесса на базе построения духовно-моральной модели воспитания, которая в себя включает: национальная самоидентификацию личности; единство духовной, культурной, а также интеллектуальной образовательной среды; соотношение общей цели непосредственно с задачей развития духовности младшего школьника [28].
Раскрывая вопросы формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей, в первую очередь раскроем такие основные для данной работы понятия, как «нравственность», «духовность», а также «ценности», наконец, «духовно-нравственные ценности».
Нравственность являет собой выработанное индивидом согласно с традициями, социальной средой, а также воспитанием и опытом поведения убеждение в значимости и необходимости моральной нормы отношений непосредственно к окружающему миру, людям, наконец, самому себе [1, c. 68].
Дефиницию «нравственность» принято понимать в качестве совокупности реальных отношений, возникающих между людьми, в соответствии с общепринятым нормам, оцениваемым именно с позиции добра и зла. Нравственность – это внутренние (то есть душевные и духовные) качества индивида, которые основаны на идеалах добра, долга, справедливости, чести, проявляемые в отношении к людям и природе [7, c. 12].
Мораль при этом подразумевает поведение людей, совокупность всех тех норм, которые регулируют отношение к обществу. Мораль – это совокупность существующих норм, идеалов, а также принципов, определяющих ценностные ориентации каждого отдельного человека в обществе и воспринимаются им в качестве личностное достояние [14, c. 23].
Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, которые выявляют его положительное либо отрицательное значение для общества и человека (добро и зло, благо, прекрасное и безобразное), которые заключены в явлениях общественной жизни. Под общественными ценностями следует понимать гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, а также его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности и свободы.
Наконец, духовно-нравственные ценности представляют собой такие установки личности, которые являются системообразующим элементом ценностных ориентаций, непосредственно указывающие на их социальное, культурное, человеческое значение, неизменно регулирующие поведение и сознательную деятельность, придающие им нравственный характер и одновременно ориентирующие её на достижение высших идеалов [21].
В качестве основной задачей формирования духовно-нравственных ценностей в период младшего школьного возраста выступает передача ценностей культуры, которые выработаны человечеством и привитие детям способностей для восприятия и принятия данного культурного наследия. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей базируется на таких значимых принципах, как уважение к своей стране (Родине), ее истории; обязательный нравственный пример педагога. Кроме этого, формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника должно воспитать как личность, которая способна воспринять духовно-нравственную культуру своего народа и сделать ее своей внутренней культурой.
Для осуществления эффективного воспитания духовно-нравственных ценностей у младших школьников требуется создание необходимых условий для развития, познания, а также реализации личности; построение качественных отношений с другими людьми на основе справедливости, добра, гуманности, формирование у учащихся начальной школы активной жизненной позиции.
Духовно-нравственные ценности предусматривают особо гуманитарные отношения к обществу, людям, труду, самому себе. Поэтому проблема формирования духовно-нравственных качеств является актуальной для педагогов во все времена. Основное значение для духовно-нравственного воспитания имеет именно положительный духовно-нравственный опыт младших школьников [24, c. 60].
Формирование у младших школьников нравственных духовно-нравственных ценностей – это своего рода процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения индивидов данного возраста [19, c. 49].
Во всестороннем развитии личности младших школьников формирование духовно-нравственных ценностей традиционно отводится особое место. Нравственное развитие, как таковое, а также нравственная характеристика формирует объективную общественную ценность человека. При этом нравственные устремления младшего школьника оказывают непосредственное влияние на эстетические вкусы и оценки, способствуют более полному пониманию и осознанию прекрасного. Важно также подчеркнуть, что нравственное воспитание ориентировано на становление личности в целом. На выполнение задач формирования духовно-нравственных ценностей учащихся начальной школы в первую очередь направлена специальная воспитательная деятельность педагога.
Весьма часто общественное значение формирования духовно-нравственных ценностей осознаётся только в то время, когда человек напрямую сталкивается с нарушением норм морали, с отдельными отрицательными проявлениями. В такого рода случаях воспитание непосредственно связывается с общественным осуждением, наказанием [12, c. 102].
Нравственное воспитание, по мнению Р.Н. Бунеева, – это целенаправленное, систематическое формирование нравственной личности, её моральных характеристик, её облика. Для того, чтобы успешно сформировать нравственные ценностные ориентиры ученика начальной школы, необходимо первоначально сформировать его нравственные убеждения. Именно нравственные убеждения образуют основу нравственного самосознания младшего школьника, охватывающее знание и четкое осознание нравственных требований, а также возникновение соответствующего к ним отношение. Убеждения предусматривают в свою очередь сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм, а также и требований. Убеждения представляют собой знания, которые выступают в качестве бесспорных для человека, в истинность которых он, безусловно, уверен [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 68-71.
2. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методич. материал / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, К.Л. Суворова. – М.: Народ. образование, 2018. – 112 с
3. Бодина, Е.А. Педагогические ситуации: метод. пособие / Е.А. Бодина, К.В. Ащеулова. – М.: Шк. Пресса, 2017. – 198 с.
4. Бунеев, Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы / Р.Н. Бунеев // Нач. школа до и после. – 2009. – № 5. – С. 2-3.
5. Востокова, Е.А. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения / Е.А. Востоков // Интеграция образования. – 2017. - № 2. – С. 77 – 82.
6. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 38-41.
7. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания / И.В. Гильгенберг. – Челябинск, 2018. – 88 с.
8. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / И.З. Гликман. – М.: Шк. технологии, 2018. – 176 с.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
10. Гришкина, А.А. Внеклассная работа как органическая часть системы обучения / А.А. Гришкина // Вестн. школы. – 2009. – № 3. – С. 14 - 16.
11. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. – 122 с.
12. Дорфман, JI.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Л. Я. Ковалева // Вопр. психологии. – 1999. – № 2. – С. 101-105.
13. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации Глинские чтения. – М.: Самшит-издат, 2017. – 176 с.
14. Духовно-нравственная культура народов России: воспитательные и культурологические аспекты / под ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2018. – 116 с.
15. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М.: Планета, 2019. – 112 с.
16. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола) // Вопр. философии. – 1996. – № 2. – С. 18-21.
17. Евкова, А. Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности (на примере МАОУ Мысовская СОШ № 56) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kursovye-raboty\formirovanie-duhovno-nravstvennyih-tsennostej-v-nachalnoj-shkole-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-na-primere-maou-myisovskaya-sosh--56
18. Занкова, Л.В. Культура поведения младших школьников», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/kazakovals).
19. Иванова, А.Г. Состояние и проблемы духовности / А.Г. Иванова // Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Оренбург, 2019. – 121 с.
20. Ильина, Н.И. Формирование ценностных основ нравственности у учащихся младшего школьного возраста через уроки и внеурочную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/199926495/?*=r8xIPHk%2FzUI41eqSMbIFrqbl%2FNd7In
21. Козлова, С.А. Нравственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 2018. – 376 с.
22. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 27-29.
23. Лукашенкова, Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) / Ж.В. Лукашенкова. – Смоленск, 2018. – 98 с.
24. Мелик, И.В. Духовно-нравственное воспитание как средство развития взаимодействия семьи, школы и конфессии / И.В. Мелик, О.М. Потаповская // Педагогика. – №9.– 2016.– С. 57-65
25. Нравственность в современном мире: методический материал / сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. – Минск: Красико-принт, 2017. – 128 с.
26. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.М. Пашкова // Начальная шк. – 2015. – №11. – С.44 – 46.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2019. – 576 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 31 с.