Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях реализации ФГОС нового поколения важнейшей задачей начальной школы становится обучение учащихся умению учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации без помощи взрослых, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. Важным является не просто увеличение объема знаний обучающегося, а приобретение им разностороннего опыта деятельности. Задачей учителя становится организовать процесс формирования устойчивой мотивации к обучению и овладения учениками комплексом учебных действий, составляющих основу умения учиться самостоятельно.
Согласно современной возрастной периодизации наиболее приоритетным с позиций развития познавательной самостоятельности, на наш взгляд, является младший школьный возраст. Во-первых, потому что все то, что закладывается в этот возрастной промежуток «закладывается» фундаментально, «ложится прочно» и впоследствии никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.
Роль самостоятельной работы учащихся в повышении познавательной активности и самостоятельности школьников рассматривали Н. Д. Десяева, А. Г. Козакова, И. Ковалевский, А. К. Мороз и др. Работы Г. А. Данилочкиной, А. А. Кирсанова, И. А. Чурикова посвящены использованию индивидуализации процесса обучения как средства обучения развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Существует противоречие между необходимостью развития познавательной самостоятельности младших школьников и нехваткой научно-методических разработок на основе дидактических игр, стимулирующих проявление активности школьников в реализации способностей к самостоятельной работе.
Выявленное противоречия позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в недостаточной разработанности и обоснованности процесса развития познавательной самостоятельности младших школьников с использованием дидактических игр, оказывающих влияние на повышение ее уровня.
Объект исследования: процесс формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной самостоятельности с младших школьников с использованием дидактических игр.
Цель работы – разработать и описать методические приемы использования дидактических игр для развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Задачи работы:
- рассмотреть познавательную самостоятельность обучающихся: содержание и функции;
- рассмотреть модель образовательного пространства школы и проблему развития познавательной самостоятельности обучающихся;
- провести выявление уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста;
- изучить развитие познавательной самостоятельности детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр.
Методологию работы составили следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, сравнение и анализ полученных результатов.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. 1 Познавательная самостоятельность обучающихся: содержание и функции
«Познавательная самостоятельность ребенка, по мнению представлена положительным отношением младшего школьника к познанию. В младшем школьном возрасте это отношение обнаруживается через любопытство и любознательность. В младшем школьном возрасте - через личностное свойство - устойчивое стремление к познанию, открытию нового, неизвестного для ученика» [1, С. 5].
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. В связи в этим в российском образовании произошла смена приоритетов - с усвоения готовых знаний на самостоятельно-познавательную деятельность обучающихся. В современной психолого-педагогической науке используются различные определения понятия «познавательная самостоятельность». Сам термин «познавательная самостоятельность» происходит от двух понятий — «познание» и «самостоятельность», которые, в свою очередь, исследовались в психологии и педагогике разными научными школами.
Таким образом, познавательная деятельность требует неких самостоятельных усилий от личности. Она осуществляется через исследование, изучение нового по собственному желанию. Понятие «самостоятельность» в современной науке также трактуется по-разному. Одни ученые (Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, С. Л. Рубинштейн) под самостоятельностью понимают готовность личности собственными силами овладевать новыми знаниями, умение соотносить собственные возможности и стремления в процессе своей деятельности. Другие (И. С. Кон, В. В. Богословский, А. Г. Ковалев) акцентируют внимание на субъективной стороне личности. В данном случае ученые говорят об ответственном отношении человека к собственному поведению, обобщенном свойстве личности, которое проявляется в инициативности и самокритичности, а также качестве личности, отражающем ее отношение к процессу своей деятельности. О. В. Петунин рассматривает термин «познавательная самостоятельность» как качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать и творчески применять для решения разнообразных проблем.
М. А. Данилов представил познавательную самостоятельность как потребность и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к ее решению. Н. А. Половникова характеризует познавательную самостоятельность как готовность к энергичному овладению знаниями. У Р. А. Низамова познавательная самостоятельность определяется как волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности. М. И. Махмутов понимает познавательную самостоятельность как интеллектуальные способности учащегося и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться.
Компоненты, которые входят в структуру данного понятия, также отличаются у разных авторов.
Можно выделить следующие из них:
‒ «целевой (обучающийся должен уметь ставить цели для себя и стремиться достичь их);
‒ стимулирующе-мотивационный (обучающийся должен иметь широкий спектр познавательных мотивов);
‒ содержательный (сформированность у обучающегося способностей самостоятельно приобретать и использовать знания, умения и навыки в разных ситуациях);
‒ эмоционально-волевой (предполагает наличие у обучающегося положительного отношения к себе, к активности в познавательной деятельности);
‒ оценочно-результативный (предполагает сформированность у обучающегося навыков, направленных на осмысление своих действий)» [3, С. 37].
К функциям познавательной самостоятельности относятся:
образовательная (направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности);
воспитательная (заключается в зарождении моральных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и общепринятых норм поведения);
развивающая (ориентирована на изменение субъекта деятельности, в связи с чем уровень развития познавательной самостоятельности влияет на формирование навыков умственной деятельности, умений практически применять знания, происходит развитие компонентов сферы индивидуальности);
социализации (позволяет субъекту проектировать реальную действительность, при этом происходит включение обучающегося в систему социальных отношений, личностное самовыражение, самосовершенствование).
«Некоторые исследователи под самостоятельно-познавательной работой понимают качество личности, его умение ставить перед собой определенные цели и самостоятельно добиваться их достижения. Другие считают, что это совокупность умений, таких, как работа над самообразованием, проявление инициативы, практическое применение полученных знаний, отстаивание убеждений и т. п» [2, С. 36].
Принимая во внимание точки зрения различных авторов, можно заключить, что понятие «познавательная самостоятельность» следует рассматривать в двух аспектах:
1. как качество личности, показывающее стремление и желание человека к процессу познавательной деятельности, а также способности знания, умения, волю к осуществлению познавательной деятельности в независимости от внешнего влияния;
2. как характеристику деятельности, выражающуюся в самоуправлении человеком процессом собственной познавательной деятельности в различных степенях ее реализации.
1. 2 Модель образовательного пространства школы и проблема развития познавательной самостоятельности обучающихся
Образовательная организация должна создать такие условия, при которых выпускник мог бы самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В первую очередь, он должен быть самостоятельной, коммуникабельной личностью, способной добывать информацию, работать в группе, стремиться к постоянному самосовершенствованию.
Модель – это материально реализованная система, которая включает в себя объект исследования и выполняет функцию замещения, что позволяет получить новую информацию об изучаемом объекте. Модель обладает рядом свойств: системности, то есть состоит их определенного количества взаимосвязанных элементов; наделена ключевыми свойствами оригинала, но при этом имеет отличия; выполняет замещающую функцию; позволяет получить новую информацию об объекте исследования.
«Основными подходами при развитии познавательной самостоятельности обучающихся являются системно-деятельностный, личностно-ориентированный, социокультурный, компетентностный. Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать процесс обучения как систему, основанную на совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, которые позволяют создать организованную, целенаправленную и предметную педагогическую среду, оказывающую положительное влияния на формирование личностных компетенций обучающихся» [10, С. 62]. Использование облачных технологий в педагогическом процессе выступает как система педагогических условий, основанных на образовательных, информационных и коммуникационных технологиях.
Модель развития познавательно самостоятельности у обучающихся с помощью облачных технологий строится на следующих критериях:
‒ целевые ориентации;
‒ содержание и особенности деятельности всех субъектов образовательного процесса;
‒ методы, формы и средства работы;
‒ показатели эффективности;
‒ полученный результат.
Личностно-ориентированный подход позволяет развивать сотрудничество и диалог между обучающимися и учителями, индивидуализировать процесс обучения. В результате у обучающегося формируются навыки рефлексивной деятельности, избирательность, ответственность по отношению к результатам учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход является основой для формирования познавательной самостоятельности, самоконтроля, самоуправления.
Социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и ответственного отношения обучающегося к окружающему миру, усвоению норм и правил поведения в обществе, формированию коммуникативной и информационной культуры. Компетентностный подход направлен на формирование у обучающихся умений, которые позволят им в изменяющихся социальных условиях действовать эффективно в профессиональной, личностной и общественной сферах.
В рамках компетентностного подхода у обучающихся формируются ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, учебно-познавательные, социально-трудовые, информационные, компетенции.
Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий основана на следующих принципах:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения [Текст] / Михаил Барболин. – М.: Наука, 1991. – 232 с.
2. Бахорский, Е. М. Технология формирования самостоятельности у младшего школьника в учебной деятельности [Текст] / Е.М. Бахорский// Психология и школа. – 2018. – № 4. – С. 5–10.
3. Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В. И. Боричевская // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 36–44.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / Василий Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
5. Еремина, Н.Ю. Познавательный интерес и педагогическая поддержка - слагаемые успеха обучения первоклассника [Текст] / Н.Ю. Еремина // Педагогические науки. – 2014. - №6. – С. 36-37
6. Зимина, М.Д. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте [Текст] / М.Д. Зимина, И.Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2019. - №4. - С. 712-715.
7. Игошина, Н. В. Самообучение и саморазвитие младших школьников [Текст] / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №8. – С. 38–41.
8. Как проектировать универсальные
9. Каратаева, Е. Виды учебной активности: педагогическая стратегия и тактика [Текст] / Е. Каратаева // Директор школы. – 2015. - №10. - С.75-80.
10. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 13–40.
11. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] // Избранные педагогические сочинения / Ян Коменский. – М.: Школа-Пресс, 2010. – 463с.
12. Матухин, Д. Л. Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции [Текст] / Д.Л. Матухин // Психология и педагогика. – 2007. – № 7. – С. 58.
13. Микитюк, И.В. Повышение педагогической компетенции родителей в формировании познавательной активности детей школьного возраста. В книге: семья в социально-культурном пространстве России [Текст] / И. В. Микитюк // Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 197-201.
14. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников [Текст] / С.А. Пакулина, Т. П. Савушкина // Начальная школа. – 2014. – №3. - С. 10–13.
15. Петровец, Э.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] / Эльвира етровец – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 215с.
16. Петунин, О. В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Среднее профессиональное образование. – 2018. - № 5. – С. 61–63.
17. Раковчена, С. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников [Текст] / С.С. Раковчена // Акмеология. – 2019. – № 2. – С. 87–89.
18. Сарсикеева, Ж. Е. Развитие самостоятельности младших школьников [Текст] / Ж.Е. Сарсикеева, Н.Б. Сафарова, К.П. Полупан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 1. - С. 11-18.
19. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2 т. / Герман Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 1. – 816 с.
20. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 576 с.
21. Смирнов, А. В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / Александр Смирнов // Учебно-методическое пособие. – 2018. - № 162. - С. 9–11.
22. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Надежда Талызина. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
23. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. – 2015. - № 6. – С. 4–27.
24. Шамова, Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников [Текст] / Т.И. Шамова // Науки об образовании. - 2018. - № 8. - С. 77.
25. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Галина Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.