Фрагмент для ознакомления
2
3. На основе должностных инструкций формируется профиль требований к будущему работнику (описание идеального работника, подходящего для данной должности)
4. Формируется философия подбора и найма персонала, которая бы отвечала стратегии компании в области управления персоналом (например, поиск новых молодых ресурсов, принцип долгосрочности трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.).
Процесс отбора персонала может включать в себя первичное знакомство с кандидатами, сбор и обработку полученной о них информации, оценку качеств и основных характеристик кандидата, сопоставление этих качеств с требованиями по вакансии, сравнение претендентов на одну должность и выбор подходящего, утверждение и наем кандидата, заключение с ним трудового договора.
Профессиональный отбор кадров подразумевает также соблюдение следующих принципов и условий:
обязательное формирование кадровой комиссии
возможное медицинское обследование кандидатов в случае наличия особых требований к состоянию здоровья
оценка психологической устойчивости кандидатов
изучение интересов, хобби и вредных привычек кандидатов
ранжирование кандидатов
проверка всех документов и рекомендаций.
Таким образом, сформируем комплексный перечень элементов, входящих в систему подбора и отбора персонала на предприятии [5]:
1) Планирование персонала
2) Анализ ситуации на внешнем и внутреннем рынке труда, в том числе исследование привлекательности вакансии и структуры рынка кандидатов
3) Определение конкурентов компании на рынке труда
4) Формирование компетенций и требований к кандидатам
5) Внедрение философии найма и отбора кандидатов
6) Выбор внешних или внутренних источников поиска персонала
7) Конкретизация потока кандидатов на предприятие
8) Выбор методов, этапов процедуры отбора персонала
9) Анализ результатов отбора
10) Прием нового сотрудника, его профессиональная адаптация.
Таким образом, деятельность по подбору и набору персонала в компанию является сложным процессом, осуществляемым кадровой службой, но от успешности которого зависит благосостояние и эффективность работы предприятия.
1.2. Основные этапы, методы и технологии набора персонала
Процесс подбора кадров, как сложный многоуровневый процесс, включает в себя несколько основополагающих этапов.
В менеджменте подбора персонала выделяют восемь основных этапов, которые непосредственно связаны друг с другом и при соблюдении которых организация сможет найти подходящего кандидата на освободившуюся вакантную должность.
Суть и содержание каждого этапа заключается в следующем:
Общая схема набора персонала представлена на Рисунке 2 в Приложении [8, c.112].
Первый этап состоит из того, что определяются требования к вакантной должности.
Второй этап: проводится предварительное собеседование. Целью этого этапа оценки является личное знакомство с кандидатом на вакантную должность.
Третий этап: после того, как соискатель прошел предварительную беседу с ним проводится анкетирование. Анализ информации, содержащейся в анкете и заявлении дает возможность выявить соответствие образования соискателя требованиям компании, соответствию практического опыта виду профессиональной деятельности в компании. В итоге предварительный анализ сужает количество кандидатов.
Четвертый этап включает в себя беседу по найму, собеседования, с целью принятия окончательного решения (Рис.3) [21].
Пятый этап состоит из тестирования кандидатов. При этом следует помнить, что большинство тестов эффективны в предсказании негативных факторов будущей деятельности соискателей.
Таким образом, деятельность по подбору и отбору персонала в компанию является сложным процессом, осуществляемым кадровой службой, но от успешности которого зависит благосостояние и эффективность работы предприятия.
Процесс отбора персонала может включать в себя первичное знакомство с кандидатами, сбор и обработку полученной о них информации, оценку качеств и основных характеристик кандидата, сопоставление этих качеств с требованиями по вакансии, сравнение претендентов на одну должность и выбор подходящего, утверждение и наем кандидата, заключение с ним трудового договора.
Таким образом, в менеджменте набора персонала выделяют восемь основных этапов, которые непосредственно связаны друг с другом и при соблюдении которых организация сможет найти подходящего кандидата на освободившуюся вакантную должность. Независимо от того, о каком этапе отбора идет речь, для установления сте¬пени соответствия кандидатов предъявляемым требованиям должен использоваться целый ком¬плекс различных методов, на¬правленных на всестороннюю оценку кандидатов.
2.Анализ системы набора персонала на примере предприятия туризма
2.1.Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Мир» действует с 2007 года на рынке туристических услуг. Компания находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звездная, д.52.
Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по планированию образовательных туров в Китай для широкого круга клиентов.
Продвижение туристического продукта на рынок фирма осуществляет с помощью таких средств маркетинговых коммуникаций, как публикация информации на официальном сайте ООО «Мир», в группе в Контакте.
Основные экономические показатели деятельности фирмы представлены в Таблице 2 (см. Приложения).
Рассмотрим основные направления маркетинговой политики предприятия (задачи службы маркетинга, которые выполняет генеральный директор и маркетолог):
увеличение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также обеспечение гарантий ее получения в будущем;
максимальное удовлетворение спроса клиентов;
долговременная рыночная устойчивость организации, конкурентоспособность;
создание положительного имиджа на рынке и признания со стороны общественности.
Вся маркетинговая деятельность предприятия ООО «Мир» сосредоточена на информировании потенциальных покупателей туров с помощью средств Интернета, а именно официального сайта компании, группы в Контакте.
Для анализа маркетинговой среды и своих маркетинговых возможностей компания использует такие методы анализа, как STEP – анализ.
STEP-анализ представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды предприятия.
Для оценки внешней среды организации ООО "Мир" рассмотрим следующие основные факторы, где 3 представляет сильный характер связи, а 1 – слабый характер влияния факторов на деятельность компании (Таблица 3 в Приложении).
Таким образом, больше всего на бизнес компании ООО "Мир" влияют такие факторы, как численность населения, доходы и расходы населения, валютные курсы и контроль над качеством туров. На основе этих факторов компании необходимо отслеживать основные происходящие изменения в своей макросреде.
Товарная политика компании подразумевает, что система управления качеством туристического продукта предприятия фокусируется на продаже только качественных туров. Поэтому продукцию организации можно назвать конкурентоспособной.
В части политики товародвижения компания не прибегает к помощи торговых посредников. Для нее характерен выбор прямого канала сбыта своей продукции непосредственно.
Ценовая политика организации основана на стратегии средних цен на основные туры, что обеспечивает компании стабильную прибыль и рост клиентской базы. Также для стимулирования сбыта компания предоставляет скидки и акции для клиентов.
Таким образом, основы функционирования компании ООО «Мир» будут иметь достаточно эффективный и отвечающий стратегическим целям компании характер.
На Рисунке 4 (см. Приложения) представлены основные направления деятельности ООО «Мир».
География разрабатываемых туроператором ООО «Мир» образовательных туров российских граждан в Китае достаточно обширна.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации
2. Архипова Н.И. Теория и практика работы с кадрами. – СПб.: ГУиГерцена, 2014. – 255 с.
3. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Бакирова Г.Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юнити-Дана, 2015. – 597 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
4. Баскина Т. Техника успешного рекрутинга [Электронный ресурс]: монография/Баскина Т.— Электрон. текстовые данные.— М.:Альпина Паблишер, 2014. – 288 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
5. Гапонова О.С. Подбор персонала в организации: методологический подход. Доступ через http://www.hse.ru/data/2012/05/12/1253411212/pdf
6. Данилина Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Электронный ресурс]: монография/Динилина Е.И. - Электрон. текстовые данные.— М.:Дашков и К, 2017. – 208 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
7. Жув Д. Подбор персонала. – СПб.: Нева, 2014. – 96 с.
8. Иванова С. 50 советов по рекрутингу [Электронный ресурс]: монография/Иванова С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Альпина Паблишер, 2017. – 256 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
9. Иванова С. Искусство подбора персонала [Электронный ресурс]: монография/Иванова С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Альпина Паблишер, 2016. – 269 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
10. Карсетская Е.В. Прием на работу и увольнение. – М.: Дело, 2014. – 382 с.
11. Карташов С.А. Рекрутинг. Найм персонала. – М.: Экзамен, 2013. – 320 с.
12. Карякин А.М. Управление персоналом. – М.: Флинта, 2014. – 438 с.
13. Кинан К. Подбор персонала. – М.: Эксмо, 2013. – 231 с.
14. Малколм М. Практика работы с персоналом. – М.: Тришна Джексон, 2015. – 312 с.
15. Николаев Н.С. Системы качества управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Николаев Н.С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Русайнс, 2016. – 260 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
16. Папкова Л.Л. Подбор персонала. Практика эффективного рекрутмента. – М.: Папкова Л.Л., 2013. – 200 с.
17. Таран О. Алгоритм успешного общения при подборе персонала [Электронный ресурс]: монография/Таран О. - Электрон. текстовые данные.—М.: Альпина Паблишер, 2016. – 192 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
18. Тараненко О.Н. Основы управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Тараненко О.Н.. - Электрон. текстовые данные.—Ставрополь: СКФУ, 2015. – 129 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
19. Экономика и социология труда: учебник / под общей редакцией д. э. н., проф. Р.Г. Мумладзе [Электронный ресурс]: монография/Мумладзе Р.Г. - Электрон. текстовые данные. — М.: Русайнс, 2015. – 151 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
20. институт управления бизнесом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investobserver.info
21. управление предприятием [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consulting.1c.ru
22. аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eactt.ru/
23. экономика труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://laboureconomics.ru/
24. все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/
25. библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inventech.ru