Фрагмент для ознакомления
2
- обладать высокой степенью практикоориентированности, т. е. учащиеся будут понимать полезность и значимость получаемой информации лично для себя и для своей повседневной деятельности;
- осуществляться во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, родительским сообществом [19, с. 44].
В психологии и педагогике выделяют типы мотивации учебной деятельности:
- мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация может вызывать лишь кратковременные успехи и не приводит к успешным результатам;
- мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В определенных случаях такого рода положительная мотивация обусловлена значимыми для личности устремлениями (гражданский долг перед родиной или близкими). Учебная деятельность трактуется как путь к освоению культурных ценностей, к самореализации. Данная установка в учебной деятельности при ее достаточной устойчивости имеет ключевой значение для личности ученика, побуждает его преодолевать трудностей, проявлять терпение и усидчивость. Данный вид мотивации является наиболее ценным. Но, если в процессе учебы такого рода установка не будет подкрепляться иными мотивирующими факторами, то она не сможет обеспечить максимальный эффект.
Другая форма мотивации обусловлена только личными мотивами, такими как одобрение окружающих, личное благополучие и т.д.
Также можно выделить мотивацию, которая лежит непосредственно в самой учебной деятельности, к примеру, мотивация, обусловленная целями обучения. К данной категории относятся мотивы удовлетворения любознательности, приобретения знаний.
Таким образом, с целью формирования устойчивой положительной учебно-познавательной мотивации нужно ориентироваться на приоритет мотивов положительного характера.
1.2. Особенности развития учебно-познавательной мотивации младших школьников
Учебно-познавательные мотивы имеют содержательные и динамические характеристики. К содержательным относятся следующие характеристики:
1) личностный смысл учения;
2) действенность мотива, реальное влияние мотива на учебную деятельность и поведения ученика;
3) роль мотива в целостной структуре мотивации. Каждый из мотивов может выполнять либо ведущую, либо доминирующую роль либо второстепенную либо подчинённую.
4) самостоятельное возникновение и проявление мотива. Мотив может возникать и внутренний в процессе самостоятельной учебной деятельности либо как внешний в ситуации помощи учителя.
5) уровень осознанности мотива;
6) распространённость мотива на различные типы деятельности.
Динамические характеристики мотивов выражаются в следующем:
1) устойчивость мотивов, имеющих ситуативный характер, устойчивость или относительная устойчивость, связанная со специфическим кругом предметов и заданий.
2) положительная или отрицательная модальность мотивов;
3) сила, выраженность и быстрота возникновения мотивов.
Формы мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя, что позволяет определить особенности мотивации учения того или иного ребенка. После этого необходимо провести анализ внутренних, содержательных характеристик мотивов, определить, что определяет отрицательную модальность (мотивы избегания, неустойчивость мотива). [1, с.64].
Мотивация в качестве первого обязательного компонента учебной деятельности включена в структуру деятельности, может быть как внутренней так внешней по отношению к ней, однако всегда представлена как внутренняя характеристика личности как субъекта данной деятельности.
Цель учебной деятельности состоит в получении знаний, никакой другой цели данная деятельность не дает возможность достичь. Однако, если ученик не нуждается в этих знаниях, однако, достижение цели представляется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-либо иной потребности, однако уже опосредованно, а не прямо.
К примеру, ребенок учится так как хочет поступить в ВУЗ и получить профессию, и это является его конечной целью. Учебная деятельность может иметь различный психологический смысл для младшего школьника:
а) познавательная потребность, выступающая как мотив учения, то есть как «двигатель» учебной деятельности;
б) является средством достижения иных целей.
В данном случае мотивом, который стимулирует выполнение учебной деятельностм, является эта другая цель.
Развитие мировоззрение младшего школьника сопровождается развитием его рефлексии, осознанием себя субъектом деятельности, носителем социальных ценностей [5, с.160].
Ведущими учебными мотивами у учеников начальной школы являются познавательные мотивы.
Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса.
Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей. Рассмотрим общее понятие мотива и мотивации. По определению Е.П. Ильина, мотив – это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Под мотивацией автор понимает внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [9, с. 130].
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой .
А.Н. Леонтьев подчеркивает, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смысл и направленность [17, с. 23].
Учебная деятельность младших школьников имеет для них различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для младших школьников играет решающую роль в определении учителем методов и средств педагогического воздействия (влияния) [12, с. 54].
Исходя из определения мотивации, рассматривая содержание учебной мотивации младших школьников, необходимо охарактеризовать виды мотивов учебной деятельности. Существуют разные подходы в определении системы мотивов, определяющих содержание учебной деятельности. Л.А. Венгер, М.Р. Гинзбург, Д.Б. Эльконин в структуре учебной мотивации младших школьников называют следующие мотивы:
- познавательные мотивы, составляют основное содержание учебной деятельности и свидетельствуют о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы также отражают стремление младших школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний.
- социальные мотивы, связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с окружающей действительностью, социумом (например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности) [13, с. 142].
Л.И. Божович, А.К. Маркова к социальным мотивам относят и так называемые позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет [5, с. 84].
Д.Б. Эльконин позиционный мотив относит в отдельную группу мотивов.
- позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.
- оценочный мотив характеризует стремление ребенка учиться ради высоких оценок.
А.К. Маркова подчеркивает, что сочетание названных выше трех мотивов обучения в школе обуславливает высокий уровень учебной мотивации младших школьников и способствует позиции успевающего ученика.
- игровой мотив отражает еще незрелую позицию школьника, характеризует стремление ребенка посещать школу, потому что там много детей, с которыми можно играть.
- внешний мотив проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и другие. Последние два мотива, как отмечает Р.М. Гинзбург, являются побочными, внешними по отношению к учебной деятельности. Доминирование таких мотивов обуславливают низкий уровень учебной мотивации.
Г. Меррей предлагает классификацию мотивов учения, проявляющихся в двух противоположных тенденциях: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи [8, с. 77].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Развитие индивидуальности ребенка / Б. К. Ананьев. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 156 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология общения людей: В 3-х т. Т. 3. / Б. Г. Ананьев. – М.: Академия, 2009. – 315 с.
3. Аникина, М. М. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М. М. Аникина. – М.: Педагогика, 2015. – 241 с.
4. Бадмаева, Н.Ц. Мотивация умственной деятельности: монография/Н.Ц. Бадмаева - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. - 160 с.
5. Березин, Ф. Б. Мир вокруг ребенка / Ф. Б. Березин. – М.: Просвещение, 2015. – 260 с.
6. Бодалев, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Бодалев. – М.: Знание, – 2012. – 236 с.
7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Знание, 2017. – 246 с.
8. Общая психология: учебно-методическое пособие / М. В. Гомезо, В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева и др.; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Педагогика; 2016. – 325 с.
9. Дубровина,И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. Прихожан. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 421 с.
10. Зимняя, И. А. Психология общения / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону, 2010. – 258 с.
11. Запорожец, А. В. Психология и педагогика: В 3-х т. Т. 3. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Академия, 2013. – 347 с.
12. Китаев-Смык, Л. А. Стили педагогического общения / Л. А. Китаев-Смык М.: Просвещение, 2014. – 214 с.
13. Кондратьева, К.К. Ребенок в системе педагогического общения / К. К. Кондратьева. – М.: Просвещение, 2013. – 325 с.
14. Кузьмина, У. Н. Основные правила талантливого педагога / У. Н. Кузьмина. – СПб.: Питер, 2014. – 245 с.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 198 с.
16. Кузьмина, Н.В. Современные образовательные технологии: Учебное пособия / Н. В. Кузьмина. – М.: Народное образование, 2014. – 236 с.
17. Леонтьев, А.А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2016. – 241с.
18. Новиков, А.М. Методология художественной деятельности/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков . – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.
19. Петровский, П.Н. Дифференцированный подход к обучению / П. Н. Петровский. – М.: Знание, 2011. – 112 с.
20. Синева, М. В. Интерактивные методы в подготовке будущего учителя к организации внеурочной деятельности в начальной школе / М. В. Синева, Т. Б. Кропочева. – М.: Педагогика, 2017. – 241с.
21. Степанов, В. Е. Психология / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. – М.: Знание, 2015. – 306 с.
22. Селиванова, О. Г. Проблема положительного отношения ребенка к учебе / О. Г. Селиванова. – М.: «Академия», 2016 – 210 с.
23. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/Н.Ф. Талызина – М.: Издательский центр Академия, 1998. – 288 с.
24. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И.В.Дубровина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 198 с.
25. Чернышев, А.С. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов / А.В.Чернышев, Н.Н. Гребеньков, С.В. Сарычев и др. – М.: Педагогическое общество, 2015. –256 с.