Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ 6
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность творчества, творческих способностей 6
1.2. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры в современной педагогике и психологии 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ 18
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования.
Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности.
На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка.
Одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала» [13, c. 252]. На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей.
Согласно ФГОС ДО на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира.
Большое значение играет то, какие приемы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми, а также большое значение имеет то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области.
Работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики.
Важность развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к слабо сформированным игровым навыкам дошкольников. Данная тема актуальна тем, что изучение приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности значимо для дошкольной образовательной системы.
Решить данную проблему можно путем включения в образовательный процесс последовательных и систематических приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Методы и приемы в театрализованной деятельности являются уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. На практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии творческих способностей используется недостаточно. Это можно объяснить недостаточной реализацией, бессистемностью и неэффективностью использования методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования творческих способностей дошкольников. Новизна заключается в исследовании развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности и внедрение в педагогический процесс системных и эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Актуальность, недостаточная изученность указанной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры».
Проблема исследования: каковы приемы и методы развития творческих способностей дошкольников через театрализованные игры?
Объект исследования: развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: приемы и методы развития творческих способностей дошкольников через театрализованные игры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2015. - 60 с.
2. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. – 2015. - №1. - С. 17-19.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. - Уфа: Вагант, 2016. - 212 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – М., Педагогика, 2015. – 563 с.
5. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления : для детей 9-14-ти лет : по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. - Санкт-Петербург : ИМАТОН, cop. 2018. - 59 с
6. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – С. 568-569
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. - М., Академия, 2016. – 342 с
8. Донскова М. Н. Театрализованные игры как средство развития коммуникативных навыков дошкольников // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. – 2019. – С. 198-200 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40970045
9. Евтухова Д. Н., Пронина М. В. Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире. 2015. – С. 38-40 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22410457
10. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспита ние. – 2015. - №12. - С. 73-75.
11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2017. – 304 с.
12. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические особенности развивающей семейной педагогики // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. - №17 (60). https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskie-osobennosti-razvivayuschey-semeynoy-pedagogiki-1
13. Лапшина А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. – 2015. – Т.1. – С. 252-254
14. Панкратова Т. М., Пушкова Н. Н. Белякова Е. В. Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников средствами театрализованных игра // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2016. - №1. – С. 462-468 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28155585
15. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5. - С. 21-27.
16. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 2015.- 152с.
17. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: Учеб для студ. вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019.
18. Речицкая Е.Г., Е. А. Сошина Развитие творческого воображения дошкольников. - М.: Сфера, 2015. - 144 с.
19. Тихомирова Е. Д. Использование современных педагогических технологий музыкального образования дошкольников как один из способов развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Вестник КЕМРИНК. 2019 . -№1. – С. 206-210. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39158320