Фрагмент для ознакомления
2
Проблема затрудненного общения интенсивно изучается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта проблема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн , А.А. Бодалев , Л.П. Буева , А.С. Золотнякова , М.С. Каган , В.Ф. Ломов .
Актуальность данной проблемы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков самостоятельно.
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативных барьеров во взаимодействии педагога с замкнутыми детьми младшего школьного возраста.
Задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть коммуникативные барьеры в педагогическом общении с детьми младшего школьного возраста;
- изучить модели работы педагога в начальной школе (преодоление барьера адаптации);
- проанализировать возможности дополнительного образования для преодоления коммуникативных барьеров младших школьников.
Объект исследования – коммуникативные барьеры младших школьников в обучении. Предмет исследования – возможности дополнительного образования для преодоления коммуникативных барьеров младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Перед педагогами в период поступления ребенка в школу встает целый ряд задач:
1) выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению;
2) определить индивидуальные особенности деятельности, общения, поведения, психических процессов ребенка, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
3) повысить уровень готовности к школе;
4) определить стратегию и тактику обучения ребенка с учетом его индивидуальных возможностей .
Готовность ребенка к школьному обучению заключается в достижении такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен обучаться в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья, а также овладение знаниями, умениями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует.
У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития .
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – крайне важно для развития интеллекта, что характеризует умственные преимущества в будущем.
Чрезвычайно сложно дать оценку значения проявляемых в детстве свойств способностей, предусмотреть их дальнейшее развитие. Часто обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, которые достаточны для начальных побед к некоторых занятиях, не открывают пути к реальным, социально значимым достижениям.
Каждый этап детства имеет свои предпосылки для развития интеллекта. В младшем школьном возрасте в приоритете является готовность и способность запоминать, вбирать. Есть для этого необыкновенные данные. И дело тут не только в характеристиках памяти. Для учеников младших классов крайне важен авторитет учителя, заметен у них настрой на то, чтобы выполнять все, что он указывает и делать так, как надо. Такая доверчивая исполнительность помогает усвоению знаний. Неизбежная подражательность в начальном учении основывается на интуиции ребенка и на его инициативе. В младшем школьном возрасте часто обнаруживается склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели или наблюдали. Потребность поделиться, оживить в сознании то, что было совсем недавно, говорит о силе впечатлений – дети стремятся с ними освоиться. Все это является важным внутренним условием для приобщения к учению .
В младшем школьном возрасте острота восприятия, присутствие нужных предпосылок для развития словесного мышления, направленность умственной активности на повторение, формируют благоприятные условия для обогащения и развития психики.
Об особых возможностях в период младшего школьного возраста говорят многие факты. Например, психологи сравнивали специфику усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые начавшими изучать занятия по этому предмету. Оказалось, что больших успехов в усвоении языка достигли младшие школьники за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они охотнее пробовали применять новую лексику и новую фонетику, не боялись совершать ошибки. Активность в иностранной речи является частью общей потребности ребенка младшего школьного возраста, еще не подвержена воздействию многих психологических «тормозов» возраста подростка. По отношению к английскому вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.
Ненадежным предсказателем будущего является особый интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям и счету в уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: «Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими» . По-видимому, успехи в такого рода занятиях, когда ребенок блистает среди сверстников, может быть только периодом развития возраста. Реальная же предрасположенность к математике требует другого качества ума, которая проявляется в уже более позднем возрасте.
Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста, обнаруживают легкость и изобретательность в применении абстрактных терминов, схем, условных обозначений. Но когда требуется содержательный анализ, эти дети испытывают трудности, и становится заметна односторонность и неполнота их возможностей в умственном плане.
Также следует помнить о том, что необычная активность и энергия познавательных занятий и ребенка младшего школьного возраста еще не дает гарантии, что данный эффект будет сохраняться. Интересы могут изменяться. Быстрый темп возрастного умственного развития влияет на разные стороны интеллекта по-разному: возрастание зрелости сочетается с задержками по другим направлениям .
Такая неравомномерность подъема развития интеллекта может являться источником сложностей в дальнейшем развитии ребенка.
В возрасте до школы преобладающей функцией у детей является непосредственная память. Ребенок будет запоминать только то, что ему интересно и понятно. Мотивация в этот период у ребенка – непосредственна и непроизвольна. Если то, что делает ребенок, имеет для него смысл и обладает эмоциональным подтекстом – он это запомнит. Центром сознания у первоклассника является память. Ребенок постепенно накапливает и обрабатывает поступающую в память информацию.
Все остальные процессы – внимание, например, находятся под влиянием именно памяти.
То, сколько ребенок запомнит, зависит от того, насколько он активно работает с объектом запоминания.
Итак, приходя в школу, у ребенка преобладает непосредственная, непроизвольная память. Постепенно, в процессе обучения в школе, ребенок осваивает механизмы произвольной памяти. Как это происходит. Сначала ребенок выделяет только саму задачу. Например, важно запомнить или вспомнить. Но приемами для этого он не обладает. Следующий, второй, этап – ребенок уже формирует для себя приемы запоминания. Например, повторить, сгруппировать, систематизировать, применить систему «знак-сигнал». И уже потом, применяя третий этап – овладение – ребенок полностью запоминает произвольно .
Следует особо уделить внимание памяти ученика на движение. На базе этой памяти происходит формирование таких навыков, как одевание, движение ручкой/карандашом, любые двигательные навыки.
Как мы уже отметили, память – это основы всех процессов в начальной школе. Развивая память, у ребенка развивается мышление и воображение. Например, П. П. Блонский указывал, что память влияет на мышление. Думать и вспоминать для ребенка-первоклассника – это почти одно и то же.
Особенности развития мышления
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алешечкина Е. В., Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности на уроках музыки и во внеурочной деятельности // Учитель музыки. — 2020. — № 3 (50). — С. 54-56.
2) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015. – 576 с.
3) Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалев, Г.А.Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5.-С.15-20
4) Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
5) Бухарова А. В., О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 53-56
6) Ваганова О. Л., Учим слушать и понимать друг друга // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 53-55
7) Винниченко,И.А. Система внеклассной работы в восьмилетней школе /И.А. Винниченко, Е.М. Мариенгоф. -Москва.: Рад.школа, 2018. -417 с.
8) Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2020.
9) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
10) Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический. конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — Москва.: Просвещение, 2018.
11) Ивкина Ю. М., Нравственно-этическое оценивание - способ формирования личностных результатов младших школьников // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 55-60
12) Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
13) Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание : Избр. ст. / М. С. Каган; ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 383,[1] с.
14) Калечиц,Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа: Уч-метод пособие для студентов-заочников пед.институтов / Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. -Москва.: Просвещение, 2018.
15) Ломов, Б. Ф. Системность в психологии [Текст] : избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3-е изд. - Москва : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 423 с.
16) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
17) Мальсагова Р. С., Развитие коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Начальная школа. — 2020. — № 4. — С. 50-60
18) Мельникова Н. А., Традиционные школьные праздники // Классный руководитель. — 2019. — № 1. — С. 8-15
19) Моргунова Е. В., Школьный физкультурно-спортивный клуб - конструктивная форма организации внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 2. — С. 3-10
20) Назарова, С. Н. Курс внеурочной деятельности «Школа молодых ученых» для обучающихся 8-11-х классов: учебно-методическое пособие/С.Н.Назарова, В.Л.Стригин, Т.В.Скоркина, Е.И.Чураев.-Барнаул:Издательская группа «Си-пресс», 2018.
21) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
22) Петрушкина О. С., Использование потенциала школьного музея в образовательном процессе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 6. — С. 62-70
23) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/(дата обращения 25.02.2022)
24) Проблемы психологии общения [Текст] : (Социальный и личностный типы общения, их проф., познават. и генет. аспекты : Учеб. пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. - 146
25) Ручко Л. С., Проектирование программы: управление или воспитание? // Народное образование. — 2020. — № 1. — С. 118-125
26) Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2018. - № 6. - С. 33-40
27) Сенько В. Г., Воспитание у младших школьников норм поведения : работа с трудными детьми. — Минск : Народная асвета, 1976.
28) Слесик, К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно-воспитательной работе: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.09 / К. М. Слесик. -Херсон., 2018.
29) Смола С. Е., Включение учащихся в творческую деятельность на внеурочных занятиях // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 51-60
30) Суйская В. С., Технология веб-квест в организации внеклассной работы по немецкому языку // Иностранные языки в школе. — 2020. — № 8. — С. 19-25
31) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
32) Чирков И. А., Работа с классом как малой группой // Воспитание школьников. — 2019. — № 6. — С. 41-50
33) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
34) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-45
35) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.02.2022)
36) Федеральные государственные образовательные стандарты// https://fgos.ru/(дата обращения 25.02.2022)
37) Шалыгина О. В., Школьный интеллектуальный клуб как форма организации работы с одаренными детьми // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 10. — С. 19-25