Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Духовно-нравственное воспитание младших школьников было и остаётся актуальной образовательной проблемой. Образовательная организация сегодня создаёт все условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, этнической и социальной группы, общечеловеческим ценностям.
Актуальность духовно-нравственного развития в современных образовательных условиях выражается в духовно-нравственном развитии современных школьников, от правильных убеждений которых будет зависеть будущее нового поколения. От этого также будет зависеть и судьба общества в целом, и судьба государственности России. Духовность и нравственность — являются базовыми характеристиками личности, проявляющимися в деятельности и поведении.
Проблема: младший школьный возраст — один из самых значимых периодов в развитии личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы духовного, нравственного развития, начинается формирование жизненных ценностей. Внеурочная деятельность дает большую возможность для проведения воспитательной работы. Как можно, и можно ли, через классный час, как один из видов воспитательных мероприятий, сформировать у детей младшего школьного возраста интерес к православной культуре? Оказывают ли влияние нравственные, этические беседы на духовно-нравственное развитие детей? Эти и другие вопросы сегодня являются очень актуальными и требуют своего решения.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного развития младших школьников посредством проведения тематических классных часов.
Цель работы: раскрыть процесс духовно-нравственного развития младших школьников посредством проведения тематических классных часов.
Для достижения цели в ходе работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучить возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников;
рассмотреть формирование основ духовно-нравственного развития младших школьников путем изучения курса «Основы православной культуры»;
рассмотреть тематический классный час как вид воспитательных мероприятий, направленных на формирование основ православной культуры;
изучить эффективность урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ.
База исследования. Практическая часть работы проводилась на базе указать учебное заведение в период с 7 февраля по 31 марта 2022 года.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, сравнение, аналогия, наблюдения, диагностика, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 26 наименований, приложений.
Глава 1. Глава 1. Теоретические основы процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе ценностей православной культуры
1.1. Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников
Важность проблемы духовно-нравственного развития школьников связана с тем, что ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него позитивного и негативного характера. На современном этапе развития системы образования начальное общее образование общепризнано самоценной ступенью, фундаментом российского образования, а духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач образовательной среды. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), в образовательной среде современной школы постоянно осуществляется [24]:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения школьников;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в своей учебной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
ФГОС НОО разработан на основе нормативных документов, включающих Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова [6; 7]. Концепция отражает общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям. В нашем случае речь идёт о младшем школьнике, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога. Младший школьный возраст — это такой этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. При работе с младшим школьником перед образовательной организацией стоит ряд задач. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.
Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Конечно, не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению [14]. Дети не всегда сразу понимают, для чего им нужно учиться. Как и у каждого ребёнка в школе постепенно появляются любимые и нелюбимые предметы. Не сразу, очевидно, что учение — это труд, который требует больших волевых усилий. Если с течением времени у ребёнка не получится к этому привыкнуть, то независимо от того, какой предмет ребёнку предстоит изучать, у него наступает разочарование и пропадает желание ходить в школу. Чтобы подобного не произошло, учитель должен постоянно разъяснять детям, что учёба — это не игра и не праздник. На самом деле — это напряжённая работа, но чрезвычайно интересная, поскольку позволяет узнать школьнику много нового и важного для его дальнейшего взросления. Очень важно здесь поддерживать интерес к обучению со стороны самого учителя.
Пожалуй, самым значительным словом по отношению к младшим школьникам в процессе обучения, является слово — интерес. После того, как ребёнок просто привык к учёбе, у него постепенно просыпается интерес к самой учебной деятельности.
Здесь, безусловно, очень много зависит от содержания того предмета, который ребёнку предстоит усвоить и от всех тех форм урочной и внеурочной деятельности, которые предусмотрены в образовательном процессе. После возникновения устойчивого интереса к результатам личного учебного труда, ребёнок начинает проявлять интерес к содержанию учебной деятельности. Безусловно, у каждого ребёнка будет проявляться то, каким областям он отдаёт предпочтение: формально-логическим, таким как математика и окружающий мир, или предметам, относящимся к гуманитарному циклу. Если учителю удаётся все эти моменты учесть при работе с младшими школьниками, то можно говорить о том, что у детей будет практически всегда присутствовать познавательный интерес к процессу обучения. Именно эта основа и будет являться благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивации высокого порядка к самому процессу обучения [9]. Вообще, младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Они очень любознательны. Любое восприятие ребёнка связано с его практической деятельностью. Воспринять предмет ребёнком — это значит что-то с ним делать и что-то в нём изменять, производить какие-либо действия и потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Надо ли здесь лишний раз говорить о том, что уроки и учебные занятия, проводимые для младших школьников, должны отличаться большой практико-ориентированностью и выполнением большого количества продуктивных действий. В процессе обучения происходит перестройка восприятия ребёнка. Восприятие постепенно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания [3; 25]. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Память младших школьников тоже имеет свои возрастные особенности. В процессе обучения постепенно усиливаются роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. И если учитель обратит на это внимание в учебно-воспитательном процессе, то есть вероятность того, что дети будут хорошо запоминать и сохранять в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, нежели определения, описания, объяснения. Под влиянием обучения у ребёнка происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление ребёнка начинает работать постоянно и постепенно реализуется процесс отражения существенных свойств и признаков предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения и первые выводы, проводить первые аналогии и строить элементарные умозаключения. У ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия [8].
Младший школьный возраст — возраст заметного формирования личности ребёнка. Здесь характерны новые отношения со взрослыми и cо сверстниками, включение в систему коллектива и окончательное включение в новый вид деятельности — учение. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения и происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
У ребёнка начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они импульсивны, склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов и побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Воли в этот период у ребёнка недостаточно. Нередко ещё наблюдается капризность и упрямство [19]. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется в том, что психическая деятельность вся окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны и откровенны в выражении радости или печали, страха, удовольствия или неудовольствия [16]. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. И это нельзя не учитывать при проведени
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.: АСТ, Хранитель, 2007. — 624 с.
2. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов- на/Д: Учитель, 1999. — 560 с.
3. Веденяпина В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В. В. Горшкова // Начальная школа. — 2011. — №2. — С. 55–59
4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
5. Гусакова В. О. Формирование ценностного отношения к древнерусской литературе у школьников на занятиях по основам православной культуры // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях.— 2021.—№1 (13). — С. 197– 206
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2013. — 25 с.
7. Данилюк А. Я., Емельянова Т. В. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. Я Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко, Е. В. Мацыяка, Г. А. Обернихина, К. В. Савченко. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.
8. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. — 2010 — № 9. — С. 8–11.
9. Калинина А. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / А. В. Калинина // Начальная школа. — 2011. — № 1. — С.46–50.
10. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений. — М.: Просвещение, 2012. — 95 с.
11. Лихачев А. Е. Воспитание и духовность / А. Е. Лихачев // Педагогика. — 2001. — № 3. — С. 41–43.
12. Осипов А. И. Нравственность и духовность. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://azbyka.ru/nravstvennost-i-duxovnost
(дата обращения 24.05.2022)
13. Пестов Н. Е Православное воспитание детей / Н. Е. Пестов. — М.: Сатисъ, 2020.— 190 с.
14. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей / О. М. Потаповская. — М.: Планета 2000, 2003. — 64 с.
15. Преподавание православной культуры (ОПК) и духовно-нравственное воспитание в школе в связи с обновлением ФГОС начального и основного общего образования. Рекомендации 18.07.2021 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-duxovno-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/э
(дата обращения 28.05.2022).
16. Праздники и знаменательные даты православного календаря: жизнеописания святых, обычаи, гадания, поверья, приметы. / составитель А. В. Козлов; художник В. И. Иванов. — СПб.: ТОО «ЛРК»: Культ-Информ-Пресс, 1993. — 223 с.
17. Святитель Феофан Затворник. Основы православного воспитания / Феофан Затворник. — М.: Сибирская Благозвонница, 2019. — 91 с.
18. Священник Алексий (Бекорюков). Кризис воспитания в современном обществе // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. — Белгород, 5 декабря 2006 г. — С. 15–20.
19. Селиванова Н. Реалии и возможности деятельности классного руководителя / Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. — 2009. — №8. — С. 9–12
20. Скрынник А. А. Роль курса «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании учащихся начальной школы» [Электронный ресурс]. — режим доступа https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7675 (дата обращения 02.06.2022)
21. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 576 с.
22. Стаханова Н. В. Формирование познавательного интереса младших школьников к православной культуре // E-Scio, 2019. №4 (31). [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-pravoslavnoy-kulture (дата обращения 28.05.2022)
23. Степанов Е. Классный руководитель: современная модель / Е. Степанов // Воспитательная работа в школе. — 2009. — №8. — С.83–85
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — 42 с.
25. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90–92. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 28.05.2022).
26. Психологическая диагностика в школе. сборник тестов. Часть 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uchitelgoda.com/about/ (дата обращения: 28.05.2022)