Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных проблем педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с детьми с речевыми отклонениями. Дети с общим недоразвитием речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Процесс успешного развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи является частью социальной компетентности личности, от которой зависит успешность развития детей с общим недоразвитием речи, успешность их обучаемости в школе, социализация ребенка.
После внедрения в систему образования инклюзии, встал вопрос об исследовании готовности к нововведениям всех субъектов образования: учителей, обучающихся их родителей. Эти категории представляют наибольший интерес, поскольку именно их прямое взаимодействие, называемое образовательным процессом, непосредственно влияет на качественные преображения в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и взрослыми. От успешности вхождения ребенка с проблемами в развитии в коллектив сверстников зависит сама возможность дальнейшей успешной социализации и индивидуализации таких детей, гармоничность их личностного и психического развития. Именно продуктивное общение позволяет ребенку успешно включаться в общество, находить друзей, быть социально успешным, независимо от успехов в учебной деятельности (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Асмолов, М.И. Лисина, А.В. Петровский и др.). Одним из наиболее распространенных вариантов нарушений в развитии детей является речевая патология. Нарушения в развитии речи искажают ход естественного развития ребенка, приводят к появлению своеобразных коммуникативных и личностных нарушений (робость, стеснительность, негативизм, неадекватная оценка себя и окружающих и др.) (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, И.Г. Кривовяз, О.Л. Леханова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская и др.) [1].
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.
Поэтому возникает противоречие между социальным заказом, на обеспечение равных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и определением готовности детей с ограниченными возможностями обучения к инклюзивному образованию.
В данной работе были проанализированы труды российских и зарубежных ученых, специальная справочная литература, материалы периодической печати. Указанная проблема существует в каждом общеобразовательном учреждении. Подведение к тому, что инклюзивное образование – это один из видов образования детей с ОВЗ, помимо которого существуют и другие варианты обучения, развития и воспитания особых детей, а так же указаны критерии, которые были бы полезны при включении каждого особого ребенка в общеобразовательное учреждение.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – коммуникативная готовность детей с общим недоразвитием речи к инклюзивному образованию.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной готовность детей с общим недоразвитием речи к инклюзивному образованию.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности инклюзивного образования в обучении детей с общим недоразвитием речи;
3. Описать методики определения коммуникативной готовности к инклюзивному образованию детей с общим недоразвитием речи;
4. Проанализировать структуру и содержание инклюзивного образования для детей с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, нормативных литературных источников по данной теме.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С ОНР К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
1.1 Теоретический анализ понятия коммуникативные навыки
Одной из самых важных проблем школьного образования является проблема формирования коммуникативных навыков детей, их развитого общения с окружающими. Общаясь, ребенок выражает свои мысли, чувства, свое отношение к окружающему миру. Содержание общения, как и человеческое познание, безгранично. Общение необходимо ребенку для развития его коммуникативной компетенции. Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях [14].
В психологии ряд исследователей рассматривают навыки как уровни овладения теми или иными действиями на основе знаний.
Навык - это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля [27].
Коммуникативные навыки - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни [27].
Коммуникативные навыки - феномен коммуникативной культуры ребенка, который реализуется в ситуации общения, как группа навыков, характеризующих личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации процесса общения и взаимодействия ребенка как коллективного субъекта учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2014. - Т.19.- № 1 – 516 с.
2. Андикян, Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития / Б.Д. Андикян // Вестник Московск. гос. гуманитарно-экономич. инст. – 2012. – № 2. – С. 56–62.
3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2014. – 200 с.
4. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – С. 52.
5. Егоров, П.Р. Инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностям. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад – школа – ссуз – вуз) / П. Р. Егоров // Монография. – Издательский дом LAP LAMBERT AcademicPublishingis a trademarkof AV AkademikerverlagGmbH&Co. KG, 2012. – 261 с.
6. Иванова, Н.Н. Инклюзивное образование: необычные дети в обычной школе / Н.Н. Иванова, Н.Ю. Сидоров // Сб. конф. НИЦ «Социосфера». – 2011 – № 22 – 202–204 с.
7. Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М.2012. – 412 с.
8. Инденбаум, Е.Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условиях: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и со-держания: учебное пособие / Е.Л. Инденбаум. – Иркутск, 2012. – 76 с.
9. Карпенко, Е.В. Коммуникативные навыки современного человека: от теории к практике / Е.В. Карпенко // Общественные науки. - 2017. - № 6. - С. 533-539.
10. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.
11. Коваленко, А.И. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетно-ролевой игры / А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - № 2 (4). - С. 316-318.
12. Козлова, К.М. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого- педагогической литературе / К.М. Козлова, В.В. Алпатова, А.В. Сюникова // В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26-32.
13. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
14. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс] : Конвенция ООН о правах инвалидов, Генеральная Ассамблея ООН, 13 декабря 2006. URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml(дата обращения 23.02.2022)
15. Коррекционная педагогика / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2015. - 304 с.
16. Котова, И.Б. Общая психология / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
17. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нару-шений чтения и письма у детей / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Союз, 2014. - 200 с.
18. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М: Вла-дос, 2014. - С. 375-386.
19. Леонова, Е.В. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е.В. Леонова, Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 1. - С. 52-56.
20. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2014. – 276 с.
21. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Жукова Н.С., Филичева Р.Г., 2014. – 205 с.
22. Наумов, А.А. Концептуальные основания инклюзивной образовательной среды / А.А. Наумов // Педагогическая поддержка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России: тенденции и опыт: мат-лы Всеросс. науч. конф. 20–21 марта 2014 г. / под ред. О.В. Лебедевой. – Киров: Изд-во «Радуга-ПРЕСС», 2014 – 327 с.
23. Нетужилова О. С. Опыт работы по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие инклюзивного образования / О. С. Нетужилова, О. Л. Леханова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Череповец, 2015 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26447762& (дата обращения 22.02.2022).
24. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении» Инклюзивное образование. Выпуск 3 М. 2010 – 215 с.
25. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 352 с.
26. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2016. – 290 с.
27. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии / А. Л. Сиротюк. – М.: Наука, 2010 – 389 с.
28. Федеральные государственные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в схемах и таблицах / под общей ред. Л.Е. Олтаржевской – М.: ГБУ ГППЦ ДОгМ, 2018. – 26 с.
29. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] : Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. 21.07.14) N 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 20.10.2017)
30. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Академия, 2014. – 234 с.