Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Тема настоящего исследования в современном глобализирующемся мире является актуальной.
Сегодня, новые социальные и экономические условия жизни предъявляют особые требования к общеобразовательным школам, а особенно к ученикам. Они должны быть гибкими, быстро обучаемыми, ориентироваться в информационным пространстве, творчески мыслить, находить и принимать нестандартные решения, а также обладать коммуникативными навыками. Бесспорно, что именно современный учитель в образовании должен владеть современными инновационными технологиями и соответствовать времени.
Образовательные технологии – это системный метод применения, создания и определения всего учебного процесса преподавания, а также совместной деятельности учителя и учащихся по корректированию, ориентированию, организации и проектированию образовательного процесса. Для образовательных технологий особо важными являются следующие особенности: диалогичность, открытость целей работы с учащимися, отсутствие манипуляций в деятельности педагога, которые надежно входят в современную практику и науку.
Современное образование требует от педагога профессиональных навыков, а образование имеет следующие наиважнейшие задачи:
- поддержка физического и духовного здоровья детей;
- развитие творческих, коммуникативных, интеллектуальных умений, способностей для достижения успеха и адаптации в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Педагогическая инновация – это особое нововведение и повышение качества в обучении, которое направлено на изменения образования в целом.
Объект исследования: процесс инновационного воспитания детей школьного возраста.
Предмет исследования: инновационные практики.
Цель исследования: проанализировать инновационные практики уроков в современной школе.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Раскрыть средства инновационных уроков в современной школе.
Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, абстрагирование.
Проведя изучение научных источников по теме исследования, следует отметить, что вопросы педагогических инноваций широко обсуждались известными учеными. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, М.В. Кларини, В.И. Загвязинский изучали сущности инновационной педагогической деятельности, её структуру и классификацию.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Понятие инновации в образовании
Основная проблема, связанная с развитием инновационной деятельности в любой сфере, является отсутствие общего взгляда на само понятие «инновация», «инновационная деятельность». Инновационность никак не измеряется, нет общих путей и средств для обеспечения выбранной инновационной траектории.
Дефиниция «инновация», т.е. «обновление, новшество или изменение» применим в разных сферах нашей деятельности и одно из часто употребляемых понятий в современных исследованиях в экономике, образовании, промышленности, научных сферах и т.п.
Первые публикации об инновациях в российском образовании появились в 80-х гг. двадцатого века. Но и на сегодняшний день нет более точного и однозначного определения понятия «инновация», несмотря на многолетнюю историю проводимых исследований в данной области. Ученые определили, что под инновациями в образовании можно считать введение нового в целеполагание в любом образовательном событии, содержание деятельности, методы обучения и воспитания, а также формы, в которые это нововведение облекается, в сам педагогический процесс, в организацию этого процесса. Инновация при подобных условиях предполагает развитие содержания, организацию нового в образовании. Разумное сочетание процедур и средств при инновационном процессе преобразовывает практически любую идею в социальное явление с новым подходом и новым взглядом на образовательное событие .
Понятие «инновация» (от лат. innovatio – изменения) не что иное, как внедрение в какой-либо процесс новшества, ряд каких-либо изменений.
Если рассматривать дефиницию инновация в педагогическом процесс, это будут:
-цель, содержание, методические приемы в обучении и воспитании;
-организация совместной деятельности учителя и ребенка и ребенка;
-система контроля и оценок;
-методическая и учебная обеспеченность и многое другое.
Анализируя дефиницию «инновация», отметим, что инновацию можно отнести не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в сфере деятельности, стиле мышления, связанные с новшествами.
Инновация сама по себе не может возникнуть ни откуда, инновация будет как результат научного поиска передовых педагогических идей, отдельных педагогов, а также коллективных объединений.
Этот процесс не является стихийным, он нуждается в управлении. В прошлом столетие Сластенин В.А. писал, что более значимой особенностью современной ситуации в области образовательного процесса будет сосуществования 2-х стратегий организации обучаемости: обучаемость традиционная и обучаемость инновационная.
Изучая инновационное обучение, Боткин Дж. выделил основные черты инновационной обучаемости, это: «предвосхищение» и «участие». Исследования привели Боткина Дж. к открытию основных черт инновационного обучения, главные из которых: открытость обучаемости будущему, способности к предвосхищению на основании постоянного переоценивая ценностного потенциала .
Вторая половина и конец XX столетия – период «глобальных инноваций» в областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни.
Принципиальное отличие инновационного обучения от развивающего (АН. Леонтьева, АВ. Запорожца, П.Л. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова), по мнению В.Л. Ляудис, будет переориентационное осмысление учебного процесса, или так сказать: предоставление ведущей роли на всех этапах учения творческим и продуктивным задачам.
В.Я. Ляудис выделяла систему последовательно, а также циклично возобновляющихся форм взаимных действий, более полно развернутых при решении ими творческих задач: введение в деятельность, разделенные между учителем и обучающемся действам, которые имитируют действа, поддержанные действа, саморегулируемые действа, самопобуждаемые действа, самоорганизуемые действа и партнерство.
По мере продвижения от одной формы к другой изменяется уровень ее самоорганизации, способы понимания ситуации и способы общения, возрастает свобода обучающегося не только в принятии, но и в переформулировании целей и смыслов деятельности, в выдвижении новых смыслов и целей. Из ведомого обучающийся превращается в ведущего инициативного партнера. Способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации .
К основным принципам инновационного обучения относятся :
1. Нахождение выхода из проблемных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, Л.В. Профессиональное образование в системе ценностей современного студента // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Казанский филиал МИИТ. – Казань: Издательский дом «Мир без границ», 2016. – С. 269-272.
2. Абдрахманова, Ч.Ф. Современные образовательные технологии как продукт созидательной деятельности педагога гуманитарного профиля /Ч.Ф. Абдрахманова //Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследвоаний. Сборник статей Международной научно-практической конференции.-2020.-С.3-4.
3. Агаев, В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств /В.Т. Агаев. – М.: МИЭП, 2018.-144 с.
4. Асаинова, Ф.И. Использование современных инновационных технологий на уроках математики /Ф.И. Асаиглва //Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике, 2022, С.9-11.
5. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 5. – С. 2-7.
6. Гордеева, С.А. Использование игровых технологий на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Ролевые игры на уроках истории [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/10/ igrovayatekhnologiya-na-sovremennom-uroke-istorii (Дата обращения: 24.02.2022)
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2015.-554 с
8. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие /В.С. Зайцев. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с.
9. Исупова, Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов // Sworld. Т. 23. 2012. № 4. С. 92–95.
10. Кабдегалиева,Р,У. Инновационный подход к обучению на уроках русского языка в современной школе /Р.У. Кабдегалиева//Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты,2020, С.36.
11. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика.- 2018.- № 7.- С. 37–42.
12. Колоницкая, О. Л. Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/.(Дата доступа: 24.02.2022.)
13. Костина, Е.А. Стретчинг – один из путей привлечения молодежи к занятиям физической культурой /Е.А. Костина //Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов.-2015.-С.237-238.
14. Кузнецова, Н.В. Современные образовательные технологии (опыт гуманитарного вуза /Н.В. Кузнецова //Научный вестник гуманитарно-социального института.-2016.-№5.-С.8.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 2009. 454 с.
16. Моздыкова, т.А. Интерактивные педагогические технологии в начальном музыкальном образовании /Т.А. Моздыкова //Человеческий капитал, 2021, №8, С.47.
17. Пальтов А. Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. гос. ун-т им. А. Г. Столетовых. – Владимир: Издво ВлГУ, 2018. – 119 с.
18. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
19. Сидоров, А.А. Педагогика / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. М. : Терра- Спорт, 2020.-272 с. – С. 122.
20. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С.,Подымова. – М. : ИЧП «Издательство магистр», 1997. – 224 с. – С. 103.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. – М. : ИЧП «Издательство магистр», 1997. – 224 с. – С. 103.