Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Формирование личности ученика - главная цель школьного обучения. Учебный предмет литература воздействует на учащихся через художественные произведения, которые развивают и воспитывают ребенка, передают духовной опыт человечества, облагораживают чувства. От того, насколько глубоко воспринимает школьник произведение, зависит степень воздействия на личность. Одной из ведущих задач обучения литературы в средней школе образовательные программы ставят задачу обучению восприятию и анализу художественных произведений. Этим фактом обусловлена актуальность нашей дипломной работы.
Способности образного анализа художественного произведения сами собой не могут быть сформированы, так считает М.С. Соловейчик. Продолжая мысль М.С. Соловейчика, О.И. Никифорова пишет, что читатели из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом [2].
О важности обучения учащихся восприятию, анализу художественного произведения пишут и другие известные методисты: М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведений должен быть направлен на выявление их идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведений [2].
Однако работа с художественной деталью оказывается интересной и значимой не только для автора. Оценить всё это по достоинству и развить способность видеть и понимать суть детали может и читатель, даже в достаточно раннем возрасте. Кроме того, вместе с умением найти деталь к учащимся приходит не только более полное и точное представление о характере героя, но и осознание того, что деталь является ключом к пониманию смысла конкретного стихотворения, рассказа, романа и т.д. А значит, при изучении художественного произведения в школе необходимо учитывать роль деталей в нём – иначе представление об идее, заключённой автором в тексте, будет неполным.
Пейзажи и портреты в многочисленных художественных произведениях имеют особую роль в структуре самого произведения.
Именно поэтому так важно на уроках литературы с раннего школьного возраста обращать внимание школьников на роль пейзажа в изучаемом произведении, в этом и заключается актуальность работы. Иногда пейзаж выполняет сразу несколько функций, что бывает сложно определить школьнику без помощи учителя.
Цель исследования – теоретически обосновать методику работы с пейзажем и портретом в художественных произведениях на материале повести А. П. Чехова «Степь».
Объект исследования – пейзажи и портреты в художественных произведениях.
Предмет исследования – методы анализа с пейзажем и портретом в художественных произведениях на материале повести А. П. Чехова «Степь».
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «портрет» и «пейзаж» в художественных произведениях;
2. Проанализировать методы работы с портретом и пейзажем в художественных произведениях;
3. Выявить роль повести А. П. Чехова «Степь» в творчестве писателя;
4. Проанализировать особенности организации портрета и пейзажа в повести.
Методы исследования – анализ, синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в анализе литературного произведения, выявления особенности организации пейзажа и портретов в повести, разработке плана-конспекта урока по литературе.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы методики работы с пейзажем и портретов в художественных произведениях на уроках литературного чтения
1.1 Понятие о портрете и пейзаже в художественных произведениях
Не один исследователь поднимал в своих работах проблему изучения пейзажа и портрета в литературном произведении, рассматривая как творчество отдельных авторов, так и обобщая и систематизируя материал.
Пейзаж в литературе (от франц. «страна», «местность») – один из содержательных композиционных компонентов художественного произведения, это описание природы, выполняющее различные идейно-эстетические функции.
Развитие пейзажа как художественного образа, его функции и содержание зависит от литературных течений, методов и стиля писателей.
В фольклоре пейзаж предстает антропоморфным, в древнем эпосе мифологичным. Самостоятельной ценности пейзаж в общих картинах мира не нес, а скорее служил для обозначения места действия, обрисовки окружающей обстановки. До XVIII века в литературе не было пейзажа как изображения действительности, каким он является в современном нашем понимании. Затем человек стал осознаваться как часть природы, Вселенной. «До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль – информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся – заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах» [20].
С развитием литературного процесса авторы начали придавать пейзажу значительную роль. Картины природы равнялись в правах с главными героями произведения. На пейзаж в романе или повести обращается внимание. Писатели стали лучше слышать и видеть природу и с ее помощью выражать свою авторскую позицию, патриотические настроения, душу народа. На фоне красот природы ярче проявляются поступки, мысли и характеры герое.
К примеру, И.С. Тургенев с помощью описания природы, а именно весьма динамических пейзажей показывал, как меняется настроение главного героя. У Н.В. Гоголя пейзаж в реалистической прозе служит для раскрытия внутренних переживаний и тревог героя, а в обличительно-сатирической повести «Шинель» холодный петербургский пейзаж – символ жестокого чиновничьего мира. Пейзаж в литературе может использоваться также для передачи национального колорита, что можно видеть в романтических произведениях того же Н.В. Гоголя [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алямкина, Л. В. Автор и природа в повести А. П. Чехова «Степь». Урок развития речи: VII класс / Л. В. Алямкина // Литература в школе. – М.: 2006. № 3. – 35 с.
2. Анализ художественного произведения: художественные произведения в контексте творчества писателя : книга для учителя / Е. И. Анненкова, Э. М. Румянцева, М. Л. Семанова; под ред. М. Л. Семановой. – Москва : Просвещение, 1987. – 175 с.
3. Афанасьев, Э.С. О художественности произведений А.П. Чехова / Э.С. Афанасьев // Русская словесность. – М.: 2002, №8. – 23-27 с.
4. Беленький, Г. И. Изучение теории литературы в средней школе (4-10 классы): пособие для учителя / Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. – Москва : Просвещение, 1983. – 256 с.
5. Белик, А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А. П. Чехова / А. П. Белик // Вопросы философии. М., 1981.
6. Брандесов, Р. Ф. Самостоятельный анализ художественного текста на уроке литературы: метод. рекомендации для учителей сред. шк. / Р.Ф. Брандесов. – Челябинск : Челяб. пед. ин-т., 1988. – 72 с.
7. Быкова, И.А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова / И. А. Быкова // Языковое мастерство А.П. Чехова. – Ростов-н-Д., 1990. – С. 38–46.
8. Витрук, О. А. Пейзаж как текстовое явление / О. А. Витрук. — Ростовна-Дону: Юж. федер. ун-т., 2011. — 173 c.
9. В мире литературы: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др.; под ред. А. Г. Кутузова. – Москва : Дрофа, 2002. – 160 с.
10. Гурленова, Л.В. Чувство природы в русской литературе 1920-1930-х годов / Л. В. Гурленкова. - Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998.
11. Кричевская, Л.И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов / Л. И. Кричевская. – Москва : Аспект Пресс, 1994. – 186 с.
12. Лапонина, Л.В. Мир глазами ребенка в рассказах А.П. Чехова 1880-х гг. / Л.В. Лапонина // Русская словесность, 2005, №8. – С. 23-28.
13. Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 750 с.
14. Николина, Н.А. Структура повествования. «Степь» Чехова: система точек зрения / Николина Н.А. // Филологический анализ текста, – М.: 2003 – 92-109 c.
15. Опарина, М.В. Теория художественного текста / М. В. Опарина. — М.: Смарт, 2006.
16. Разумова, Н.Е. «Степь» Чехова: проблемы интерпретации / Н.Е. Разумова, Вестник Томского государственного университета, т. 266, ян-варь 1998 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://violin.tsu.ru/webdesign/tsu/Library.nsf/designobjects/vestnik267/$file/chekhov.html
17. Сосновская, И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: дис. ... д-ра. пед. наук: / И.В. Сосновская. – Москва, 2005.– 510 с.
18. Чехов, А.П. Степь: история одной поездки. / А. П. Чехов. – М.: Современ-ник, 1989. – 63c.
19. Юркина, Л.А. Портрет / Л.А. Юркина // Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец. – 2-е изд. – Москва : Высш. шк., 2006. – С. 251-263.
20. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. — М.: Высш. шк., 1990.