Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШТХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность, функции и правила применения метода поощрения
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением.
К. Д. Ушинский считал, что «если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными». «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», - писал он [28, c. 54]. Большое значение Ушинский придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, - писал он, - ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано… Это убивает стремление к совершенству» [28, c. 59].
Важна и роль А.С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо [14, c. 75].
В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили, например, считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно вовсе [1].
Поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка, положительная оценка результатов его учебы, которая закрепляет положительные навыки и привычки [5]. Поощрение вселяет в ребёнка уверенность, повышает его самооценку. Получать похвалу очень приятно, поэтому дети будут стараться выполнять задания так, чтобы их в последующем снова похвалили, одобрили их деятельность и поставили высокую оценку.
Так как методы поощрения требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов, то существует определенная технология применения поощрений и наказаний.
Технология поощрения: Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.
1. Учет мотива действия – поощряя, педагоги должны стремиться, чтобы поведение учащегося мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
Поощрение должно толкнуть ребенка к совершению усилий, дать толчок к новым усилиям, а затем сама деятельность, сами трудовые и умственные усилия должны стать ведущим стимулом, при этом постепенно решающее значение начинает приобретать сознание общественной полезности тех или иных дел, нужности их как коллективу так, так и самому себе. То есть необходимо, чтобы происходило поэтапное развитие мотивов деятельности: переход внешних стимулов во внутренние [12].
2. Поощрение требует личностного подхода. Поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся определенного успеха или результата, но и те, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. Необходимо суметь вовремя заметить не только результат, но и саму личность школьника с учетом всех внутренних и внешних обстоятельств, обратить внимание на то, что школьник, может быть, приложил все свои усилия, проявил трудолюбие, усердие и ответственность к предложенному заданию, но в силу каких то причин не смог добиться значительных успехов. Поощряя, положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
3. Выбирая поощрения, важно найти меру. Поощрение должно отвечать наличию определенной ситуации, поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, достойную воспитанника. Ведь еще неумеренные похвалы приводят к зазнайству, к переоценке своих реальных возможностей и заслуг.
4. При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт, что выделение одного из школьников (или группы школьников) из общей массы, может привести к противопоставлению их всем остальным членам коллектива, а так же к расслоению учащихся на группы «лучших» и «худших», и как следствие может возникнуть личная неприязнь или разгореться конфликт [13].
5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании – соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы – кому, сколько и за что. При этом необходимо иметь в виду, что понимание справедливости зависит от конкретных условий и не является каким-то навсегда данным, внеисторическим. А так же учитывать тот факт, что в зависимости от возраста детей их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности их представления о справедливости могут быть весьма различными и далеко не всегда совпадающими с представлениями педагогов. Поэтому, решая вопрос о поощрении, нужно чаще советоваться с воспитанниками. Потому что если общественное мнение коллектива не разделяет мнения воспитателя о необходимости поощрить того или иного школьника, то само поощрение может превратиться для него в худшее из наказаний.
Применяя поощрения, педагог ведет работу таким образом, чтобы вызвать у учеников тяготение руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не внешними побуждениями. Поощрение для младшего школьника является положительной оценкой его поведения и труда. Оно содействует поддержанию положительного поведения ученика, активизирует чувство удовлетворения, удовольствия, стремление испытать повторно это чувство. В этом заключается основной психолого-педагогический смысл воздействия поощрения на личность ученика, на развитие его характера [3, c. 103].
1.2. Педагогические основы применения метода поощрения в начальной школе
Учащиеся в младших классах очень чутки к похвале. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. Поэтому, школьники с большим усердием добиваются права выполнять задание в особой тетради с красной звездой или другим почетным знаком. Она бывает простой и сложной. Благодарность, улыбка, продемонстрируют, что педагог заметил старания ребенка. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не излишне часто. Таким образом, поощрение может быть простым (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / М. А. Амонашливи. - М., 2001;
2. Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. - М.: Просвещение, 1953. - 256 с.;
3. Герцен, А. И. Избранные педагогические высказывания / А. И. Герцен. - М., 1951;
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Масс-Медиа, 1995. - 240 с.;
5. Гурман, В. Е. Поощрение и наказание в школе / В. Е Гурман. - М.: Просвещение, 1962. - 123 с.;
6. Гордин, А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. - М.: Просвещение, 1967. - 197 с.;
7. Гордин А. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / А. Ю. Гордин. - М.: «Педагогика», 1971. - 200 с.;
8. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1956. - 289 с.;
9. Драгунова, Т. В. Школьник / Т. В. Драгунова. - М.: Знание, 1976 - 234 с.;
10. Каптерев, П.Ф. Четыре публичных лекции о первоначальном воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Народная школа, 1875, №7, с. 3-15;
11. Крутецкий, В.А. Возрастные психологические особенности подростка / В. А. Крутецкий. - М.: Академия, 1970. - 176 с.;
12. Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В. Л. Леви. - СПб.: Питер, 1993. - 324 с.;
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.;
14. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - М.: Лениздат, 1981. - 319 с.;
15. Медведева, И.В. В защиту похвалы / И. В. Медведева, Г. В. Шишова // Семья и школа. - 1993. - №8. - С. 14 – 17;
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 432 с.;
17. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Роспедагенство, 1996. - 374 с.;
18. Островская, Л. Ф. Надо ли наказывать детей / Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1967 - 168 с.;
19. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.;
20. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / составитель – Н .Е. Щуркова. - М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 1992. - 88 с.;
21. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. - Белгород: Белгориздат, 1998. - 400 с.;
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1960. - 370 с.
23. Рыданов, И. И. О поощрении и наказании детей в семье / И. И. Рыданов. - М.: Аспект, 1980. - 117 с.;
24. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
25. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. - М., 1986. - 87 с.
26. Струбицкий, В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся / В. В. Струбицкий. - СПб., 1961. - 107 с.;
27. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1986. - 270 с.;
28. Ушинский, К.Д. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1952. - 294 с.;
29. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 1988. - 250 с.