Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Интенсивность общественных изменений и порожденная ими стремительная динамика развития личности выдвигает современные требования к воспитанию нового инновационного человека XXI века, который будет постоянно находиться в поиске, способен самостоятельно принимать нестандартные решения, будет изобретательным и творческим.
В Федеральном государственном стандарте школьного образования [30] определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться. Анализ современной государственной образовательной политики дает основания для рассмотрения образования в качестве технологической инновации, направленной на создание условий, способных обеспечить активизацию и развитие творческих возможностей детей.
Проблема воспитания творческой личности, которая способна генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления, становится общественным заказом и актуальным требованием современности.
Согласно этому, возникает необходимость культивирования творчества и креативности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом едва ли не самым важным компонентом в формировании творческой личности является ее творческое воображение.
Анализ концептуальных проблем творческих способностей был предметом рассмотрения значительного количества ученых, а именно Л. С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, В. Н. Дружинина, А. М. Дьяченко, А. М. Матюшкина, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, и др. Арт-терапия рассматривалась в трудах таких авторов, как А.И.Копытин, М.Е. Бурно, Л.Д. Лебедева, Е.Г.Макарова и др.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности. Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности?
Значимость и актуальность проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте определили тему исследования: «Особенности творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на во внеурочной деятельности
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития творческих способностей во внеурочной
деятельности.
2. Изучить особенности развития творческих способностей
младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий), тестирование.
База исследования: МБОУ 134№
Практическая значимость: материалы и результаты исследования
могут найти применение при разработке программ творческого развития
младших школьник.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и виды творческих способностей
Понятие творческих способностей включает в себя два компонента: "творчество" и "способности". Рассмотрим каждый из них более подробно.
Творчество является одной из содержательных форм психической активности, которую рассматривают как универсальную способность, что может обеспечить успешность будущей деятельности школьников.
В психологической литературе нет единого определения понятия «творчества». Большинство авторов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Лук, В.Т. Разумовский, А. Хатсон, С. Штейн, в определения данного термина сходятся на том, что он всегда несет новизну: так как суть творчества – это нечто новое, необычное, ранее не представленное. Подтверждение новизны как значимого компонента творческого процесса можно констатировать и в определении творчества из философского энциклопедического словаря, в котором говорится, что творчество - это деятельность, в результате которой создаётся новое, никогда ранее не бывавшего предмета[14].
Таким образом, творчество – это, безусловно, процесс человеческой деятельности, отличительным признаком которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно предугадать, прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. С одной стороны, творчество - это способность создавать любую принципиально новую возможность, с другой стороны: творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [7].
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности, поэтому это обоюдный процесс, который оказывает воздействие на саму личность.
Как сложное психолого-педагогическое явление, творческая деятельность рассматривается через:
1) мышление, в котором любая деятельность, связанная с творчеством, происходит на основе сознательного, избирательного отношения к реальности;
2) побуждения личности к действию, характеризуемые как волевые усилия;
3) мыслительные операции для придания положительной эмоциональной окраски деятельности.
В.И. Андреев считает, что творчество – это вид человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия, то есть решения творческой задачи, для которой необходимы объективные и социальные, материальные и субъективные личностные условия, такие как знания, умения, навыки, творческие возможности. Результат этой деятельности обладает новизной и оригинальностью, значимостью как социальной, так и личной, прогрессивностью[3].
Л.Г. Устиновой творческая деятельность определяется в виде «самостоятельной, высокоорганизованной, мотивированной деятельности, ориентированной на высокий уровень для реализации новых оригинальных подходов, путей и способов в решении задач» [28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
2. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества : учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
3. Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
4. Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
5. Барышева Т.А. Педагогические основы развития творческих способностей. СПб.: Питер. 2018. – 146 с.
6. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
7. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 2018. – 230 с..
9. Выготский Л.С. Творчество в школьном возрасте. СПб: Союз, 2018. - 302 с.
10. Галин А. Л. Педагогические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2019. – 228 с.
11. Дмитриева В.С. Развитие творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. - 573 c.
12. Дубровина И.В. Содержание и методика развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Образование, 2019. - 110 с.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития творческих способностей у детей. М.: Образование, 2019. – 230 с.
14. Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. – 260 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 2018. – 427 с.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, воображения, одаренности СПб: Питер, 2019. – 270 с.
17. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М.: Образование, 2019. – 247 с.
18. Корсакова Н.К. Проблемы в обучении младших школьников М.: Педагогика, 2020. - 315 с.
19. Левин В. А. Воспитание творчества Томск, Изд-во Томск. ун-та, 2019. – 156 с.
20. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 2019. – 125 с.
21. Матюшкина А. М. Развитие творческих способностей школьников. М. Педагогика, 2020 – 155 с.
22. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2018. – 178 с.
23. Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб: Речь, 2018. – 277 с.
24. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. М, - 2019. – 240 с.
25. Орлова М. А. Внеурочная деятельность для развития творческих способностей М.: Лада, 2020. - 160 c.
26. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 395 с.
27. Полуянов Д. Р. Воображение и способности М.: 3нание, 2019. – 150 с.
28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль: Академия развития, 2018. – 192 с.
29. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 188 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования// Российская газета. Федеральный выпуск №6241. – 2018. 25 ноября.